В Сочи хоть раз в жизни отдыхал каждый советский человек! — говорит Катерина (Вера Алентова) в фильме «Москва слезам не верит»
В советское время мы в Сочи не отдыхали, вероятно, мы были не совсем советскими… Поэтому, когда по семейным делам нам нужно было прилететь в Краснодар, а это сейчас возможно только через Адлер, мы решили специально остановиться в Сочи и насладиться этим обожаемым всеми городом. Тем более в начале апреля – как мы думали, в самом нетуристическом сезоне. Однако, как мы поняли, Сочи –в сезоне всегда, тем более, температура воздуха в городе в это время была 26-27 градусов!
Мы также хотели посетить горнолыжный комплекс «Роза Хутор», чтобы понять, что же притягивает сейчас людей в горы.
В административную единицу город Сочи включены соседние поселения, но мы в данном случая говорим о Центральном районе, то есть о непосредственно центре Сочи. До некоторого времени Сочи был почти что обычным курортным городом на Черноморском побережье Кавказа, но обладающим в отличие от других относительно большой ровной поверхностью перед горами Главного Кавказского хребта. Вот фото центра Сочи в 1920 году:

В 1930-е годы на Сочи обратил внимание Сталин, и сразу на курорте были построены санатории, инфраструктура, госдачи. Творческая интеллигенция СССР этим курортом интересовалась мало, все предпочитали Коктебель в Крыму.
В 1950-60-е годы Сочи проектировали и застраивали по формуле «Здания, как белые корабли, в океане зелени парков и скверов». Старались, и внешне Сочи смотрится неплохо, но для жителей и туристов комфортно не совсем.
Следующий импульс город Сочи получил в 2007 году после утверждения его местом проведения Олимпийских зимних игр 2014 года. Было построено множество спортивных и инфраструктурных объектов в Сочи и в горах, в районе Красной Поляны. На развитие Сочи и его городской инфраструктуры было затрачено 500 млрд рублей. Город преобразился и стал более привлекательным и для курортников, и для бизнеса. Сейчас в Сочи находится летняя резиденция Президента РФ.
Протяженность Сочи вдоль моря — 145 км, от Туапсе и до границы с Абхазией.
Сразу отметим, что людям пожилого возраста передвигаться в Сочи будет трудновато: город расположен на склоне, поэтому на улицах много подъемов и лестниц. Кроме того, в городе построено множество подземных переходов, но лифтов в них не предусмотрено. Итак, мы прилетели в Адлер 1 апреля и поселились в очень даже неплохом отеле «Чайковский», который, естественно, находится на улице Чайковского (а по сути – набережной реки Сочи):

Мы взяли номер с видом на речку; с одной стороны, это, конечно, приятно, но с другой – очень шумно от движения машин по набережной:

Как и в других южных городах России, народ в Сочи очень любит создавать шум: громкая музыка из открытых окон автомобилей, мотоциклы без глушителей. Но окна номеров с другой стороны отеля смотрят на соседний дом. Так что трудно сказать, что лучше…
Отель относительно новый, номера не потертые. Есть кухонька с набором посуды:

Санузел стандартный:

Сочи, как и любой другой город на юге России, имеет свою древнюю и не очень историю, которая, впрочем, не особенно отражена в оставшихся архитектурных памятниках. Среди выдержавших натиск цивилизации – в основном дачи начала XX века и санаторно-курортные строения.
Из других архитектурных памятников особо отличаются Железнодорожный и Морской вокзалы Сочи.
Первый железнодорожный вокзал был построен в 1923 году и представлял собой простейшее деревянное здание, второй – в 1939 году:

В 1952 году по проекту архитектора А.Н. Душкина был построен новый железнодорожный вокзал в стиле сталинского ампира. В его основу лёг проект здания железнодорожного вокзала в Симферополе, построенного в 1951 году. Вокзал действительно впечатляет:

Вблизи здание уже так не смотрится, так как в связи с требованиями безопасности оно огорожено совершенно неподходящей решеткой, и построено утилитарное здание досмотра багажа пассажиров:

Доминанта центральной части Сочи — башня вокзала; она отделена от главного здания и на ней помещены часы диаметром 5 м. На циферблате изображены знаки зодиака и символы созвездий, однако их последовательность необычна, но Душкин подсказки нам не оставил:

Пока Сталин был жив, Душкина критиковали за недостаточную помпезность вокзала, что умаляет эпоху великого вождя, однако потом обвинили в архитектурных излишествах. Конечно, с современной точки зрения, вокзал весьма помпезен, взгляните, например, на колоннаду:

Во внутреннем дворике находится копия скульптуры девушки с кувшином – это один из символов города; оригинал хранится в городском музее:

К олимпиаде вокзал существенно отремонтирован и модернизирован: смонтированы эскалаторы и лифты для маломобильных людей, однако интерьеры по возможности оставлены нетронутыми:

Посадочные платформы также приведены в порядок:

Могу отметить непродуманность разделения пассажиропотоков в целях безопасности: например, устроен превосходный дворик, и он мог бы быть «двориком ожидания» (в южном городе это прекрасно), но на самом деле это просто выход с вокзала, а, чтобы из него попасть на платформы, нужно выйти на улицу и еще раз пройти досмотр на входе:

Еще один памятник архитектуры федерального значения в Сочи — Морской вокзал, построенный в 1955 году в стиле ампир. Авторами проекта были архитекторы Л.Б. Карлик и К.С. Алабян. Последний известен также проектами здания Театра Советской армии, вестибюля станции метро «Краснопресненская», железнодорожного вокзала Воронежа и другими.
Здание двухэтажное, в его центре находится башня высотой 71 м со шпилем из нержавеющей стали. Сейчас она ремонтируется; на ней установлены, как это тогда было принято, различные аллегорические фигуры, но никто на них сейчас не смотрит. Вот вид фасада вокзала, перед ним, в скверике, устроен фонтан с женской фигурой богини мореплавания Исиды, олицетворяющей навигацию; в одной руке у нее кораблик, а второй рукой она останавливает волнение моря (в фонтанчике это легко и просто):

С тыла здание попроще, особые акценты не проставлены:

Войдем в здание. По своему прямому назначению оно не используется, в нем пустынные бутики, но, по крайней мере, интерьер в целом сохранен. Зал ожидания на втором этаже с оригинальной лепниной и потолочным плафоном:

Здесь выход на галерею, сохранилась старинная мебель:

На галереи расположен ресторан с прекрасным видом на гавань и фантастическими ценами:

И обязательная колоннада:

Перед вокзалом – причалы для дорогих яхт:

И, как обычно, сосредоточенные рыбаки:

Сбоку от Морского вокзала находится аккуратный променад:

И пляжи с волнорезами:

Конечно, каждому – свое, но нас такой отдых не впечатлил.
Выходим опять на площадь перед Морским вокзалом. Здесь установлена жанровая скульптурная композиция «Героям фильма «Бриллиантовая рука», сцены которого снимали на причале Морского вокзала:

Недалеко находится фонтан с памятником Петру I, во времена которого о Сочи никто и не слыхивал. Пишут, что установка памятника в 2008 году была олицетворением «всего нового»:

Ну что ж, хочется приобщиться к великой истории…
Двигаемся дальше через подземный переход с котом:

к Курортному проспекту, который являлся главной артерией города пока не был построен его дублер:

Выигрышно смотрится жилой комплекс «Красная площадь»:

И на его фоне теряется 20-метровая скульптура Монумент Михаила-Архангела – покровителя Сочи, установленная в 2006 году:

Впечатляет вид Сочи как традиционного южного города: с ухоженными скверами, пальмами, со снежными вершинами вдалеке:

Буйство красок растений:

Даже обычные скромные жилые кварталы с южной растительностью смотрятся привлекательно:

В каждом уважающем себя городе есть своя река; так и у города Сочи – река Сочи. Ее на протяжении десятков лет облагораживали, передвигали русло, строили набережные. Сейчас она заключена в бетонные берега. Во время нашего приезда речка вела себя смирно:

Но иногда она показывает свой бурный нрав, и поднявшаяся вода перехлестывает через парапет, как это было 25 августа 1958 года:

Повидав Сочи нельзя не побывать в новом горнолыжном комплексе «Роза Хутор». Для его осмотра мы выделили отдельный день. На комплекс можно приехать на автобусе, но лучше на поезде «Ласточка»; есть прямые поезда, но можно поехать и с пересадкой в Адлере – это на одной платформе с промежутком в 8 минут. Длительность поездки немногим более часа.

Вот схема проезда к основным объектам комплекса Роза Хутор (источник: triptonkosti.ru):

Важное пояснение: комплекс Роза Хутор довольно разбросан, его площадки находятся на большом расстоянии друг от друга. Поэтому целесообразно взять экскурсию сразу по приезду на конечную станцию, в этом случае вы получите массу полезной информации и впечатлений без потери времени и, кроме того, меньше устанете.
Комплекс Роза Хутор по сути является продолжением села Эстосадок (правильное написание – в одно слово!) и пгт Красная Поляна, которые теснятся меж гор в долине реки Мзымта:

Мы не будем в деталях пересказывать топонимику названий Эстосадок и Роза Хутор, упомянем лишь, что это связано с тем, что в XIX веке сюда приехали переселенцы из Эстонии.
Под понятием комплекс Роза Хутор подразумевают не только горнолыжные объекты, но и гостиницы и развлекательные заведения. Спортивные сооружения в основном находятся в трех горно-туристических комплексах — Курорт Красная Поляна, ГТК «Роза Хутор» и ГТЦ ОАО «ГАЗПРОМ».
Недалеко от поселка Эстосадок находится спортивный комплекс «Русские горки»:

Во время олимпиады на нем проводили спортивные соревнования, но затем он преимущественно пустовал. Сейчас используется только автостоянка для дрифта.
Далее мы двигаемся к Лауре – это лыжно-биатлонный комплекс, который, как можно было понять находится в составе горно-туристического комплекса «ГАЗПРОМ» — он строился ГАЗПРОМом:

Это место относится также к селу Эстосадок. Отсюда начинается подъемник к дополнительной горной олимпийской деревне и стадиону «Лаура». Но мы подниматься не будем, поверим экскурсоводу на слово.
На территории курорта расположен развлекательный центр «Галактика», интерьер которого неплохо оформлен:

А с его крыши открываются прекрасные виды на горы:


Рядом с «Галактикой» находится бюст А.С. Пушкина и сказочный дуб из повести «Руслан и Людмила» с жанровыми скульптурами русалки и кота:

У кота нос отполирован до блеска – на счастье, мы тоже этим воспользовались:

Отметим, что даже в начале апреля на курорте много туристов, приносящих хороший доход магазинчикам, однако вот спортивные объекты и отели не окупились, и их загрузка снижается; не видно также очереди желающих вложиться в курортную недвижимость.
Экскурсия заканчивается у концертного зала «Роза Холл» на остановке общественного транспорта «Роза Хутор», с которой на железнодорожную станцию ходят два бесплатных автобуса «А» и «Б». Мы отправляемся обратно в Сочи.

Подытожим.
Сочи – это, конечно, красивый южный город, как его называют, столица черноморского побережья Кавказа. Для жителей окрестных населенных пунктов – место работы, сюда в летнее время многие приезжают даже из соседних областей. Сочи притягивает и людей, и деньги. Поэтому город, я имею в виду его центральную часть, не выглядит расслабленно, половина людей сосредоточенно тратит деньги, а вторая половина – напряженно пытается их заработать.
Город зажат между моря и гор, это большой человейник, в городе практически нет свободного места, концентрация народа больше, чем в Москве. Очень шумно как во многих южных городах. С автомобилем в Сочи делать нечего: стоянок не найти, от Джугбы до Сочи мертвые пробки.

В Сочи на 1 тысячу жителей приходится 442 автомобиля – это первое место в России; Москва и Петербург существенно отстают – в них 340 и 369 машин соответственно. Как и везде на российском юге, жители Сочи предпочитают белые автомобили, и, разумеется, все они чистенькие и красивенькие.
Для нас Сочи – не место пляжного отдыха: галька, все побережье в волнорезах, часто полуразрушенных, в сезон на пляже свободного места не найти. Мощностей действующих очистных сооружений не хватает, немалая часть стоков сбрасывается в море, кишечные инфекции не редкость. А туалетов, кстати, не хватает, многие на это жалуются.
Цены в Сочи не особенно высокие, по крайней мере, не выше, чем в Москве, а, например, на такси – ощутимо ниже.
Для пожилых и маломобильных людей в Сочи весьма некомфортно: это город для автомобилей, а не для людей. Очень много подземных переходов, в которых нет пандусов; подъемники предназначены только для инвалидов-колясочников, а просто о пожилых людях, пешеходов с тележками, колясками проектировщики и власти забыли.
Так что в Сочи, по нашему мнению, имеет смысл приезжать, во-первых, исключительно для ознакомления, и во-вторых, только на самолете, а пожилым людям при этом — готовиться к испытаниям. В населенных пунктах большого Сочи с одной стороны все попроще, но с другой – непригляднее: на пляжах и около них – полный шалман:

Но те самые советские люди, которые хоть раз в жизни отдыхали в Сочи, и их потомки привычны ко всему.
Курорт Роза Хутор оценивать не буду. Людям нравится – и хорошо!
А мы на поезде отправляемся в Краснодар — конечную цель нашего путешествия:

В этом и в любом другом блоге мы рассказываем о товарах и услугах, с которыми нам пришлось столкнуться, только в справочно-информационных целях и выражаем свое личное мнение, что не может расцениваться как реклама.