Станица Благовещенская, Долина Лотосов, Грязевой вулкан Ахтанизовский, Старый Крым, Белая Скала, Мыс Фиолент, Инкерман, Севастополь, Кача, Сасык-Сиваш, Евпатория, Мариуполь, Таганрог, Ростов-на-Дону
Крым – место, которое невозможно понять сразу, Крым притягивает, в Крым хочется возвращаться и возвращаться.
В Крыму мы были неоднократно, и вот собрались опять. В этот раз мы хотели специально посетить некурортные места и проехать по новым территориям.
Обычно мы выезжаем на юг в самом конце августа, в «противофазе» с основным потоком отпускников, но в 2023 году несколько задержались, и выехали только 7 сентября.
Вот точки нашего маршрута:
- Станица Благовещенская
- Долина Лотосов
- Грязевой вулкан Ахтанизовский
- Старый Крым
- Белая Скала
- Мыс Фиолент
- Инкерман
- Севастополь
- Кача
- Сасык-Сиваш
- Евпатория
- Мариуполь
- Таганрог
- Ростов-на-Дону
И карта (от станицы Благовещенской до Ростова-на-Дону):

Станица Благовещенская
Наша обычная остановка перед броском в Крым – станица Благовещенская (входит в состав города-курорта Анапы), вернее, только ее западная часть, где относительно немного отдыхающих, пустынное море, на берегу – базы отдыха и пансионаты. В этот раз мы остановились на базе отдыха «Тамань», и не пожалели: нормальные условия, добротное питание, номер с видом на море. Бюджетно, но комфортно.

Берег песчаный, морское дно постепенно опускается так, что на расстоянии 10-15 метров от береговой кромки можно стоять по пояс в воде. Часто приплывают дельфины и заигрывают с купающимися. В жаркий сезон (июль-август) возможны небольшие медузы, но они не особенно опасны.

Пляж оборудован, есть штатный работник-спасатель.

В этом месте можно наблюдать очень красивые закаты.


Долина Лотосов
Два дня провели на пляже, на третий съездили в «Долину лотосов» (это не географическое наименование, а название туристического объекта). Собственно говоря, это не долина, а лиман – неглубокий пресноводный водоем. Лотосы в Краснодарском крае цветут с середины июля по конец августа, но в этом году они цвели еще и в середине сентября.
В 70-80 годы лотосы посадили в нескольких водоемах Краснодарского края, но прижились они только в двух местах, и одно из них – Ахтанизовский лиман. В станице Ахтанизовская есть лодочная станция, с которой местными гидами проводятся экскурсии на катерах длительностью около полутора часов. Наплыв туристов в невысокий сезон там относительно небольшой, так что можно приехать, и, немного подождав, поплыть к лотосам. Для путешественников привожу координаты пристани: 45.318633, 37.107999.

Конечно, привлекает не только красота этих цветков, но и весь ритуал поездки на катере:

Лотосы занимают довольно большую часть акватории лимана и растут с глубины полутора-двух метров. Округлые листья покрыты восковым слоем и не смачиваются водой, поэтому на них можно видеть капельки воды. Цветы конечно, великолепны. Они раскрываются утром, следят за солнцем, и закрываются вечером:

Вообще, как известно, лотосы распространены в Китае, Индии, Египте, Греции, и в каждой стране есть свои легенды (светлые и мрачные) относительно чудес, связанных с цветками лотосов; пересказывать их не будем.

В сентябре-октябре лепестки лотоса опадают, обнажается и увеличивается цветоложе и в каждой его дырочке располагается маленький плод-орешек:

Во время всей поездки владелец катера, наш гид, подробно рассказывал не только о лотосах, но и о жизни в станицах:

В Ахтанизовском лимане растет еще одно удивительное растение, редко встречающееся на европейской части России – чилим; другие наименования — чертов орех, рогульник плавающий, водяной орех плавающий. Гид показал нам его плод – темный орешек размером около 3 см с четырьмя острыми и твердыми шипами. Когда этот плод лежит на дороге, то хотя бы один шип торчит вверх. Это очень опасно для людей и животных.

Плоды чилима употребляют в пищу, и, по словам гида, в голодные годы люди спасались, питаясь чилимом.
Грязевой вулкан Ахтанизовский
Есть еще одна примечательная особенность Таманского полуострова: здесь наибольшее количество грязевых вулканов, и примерно 20 из них постоянно выделяют воду и газы, а иногда извергают глинистую брекчию – смесь остроугольных обломков горных пород в глинистой массе. В таком грязевом растворе присутствует большое количество химических элементов, полезных и не очень.
В окрестностях Долины лотосов находится грязевой вулкан Ахтанизовский высотой 67 метров. Вулкан имеет статус Особо охраняемой природной территории России (хотя его никто не охраняет). Мы не могли не взобраться на вулкан и обследовать его жерло:

А вот это, собственно, само жерло:

Грязь бурлит и плюется:
Но периодически вулкан оживает и извергается по-настоящему. Последнее микроизвержение было в 2002 году.
Как и многие, набираем грязь в стаканчик; пишут, что она может быть полезной для кожи. Спойлер: очень даже полезна: кожа становится как добротный кирзовый сапог!

Старый Крым
На следующий день поехали в Крым через Крымский мост. Проверка на въезде на мост заняла совсем немного времени, кстати еще и потому, что мы для хранения вещей в автомашине используем удобные ящики и сумки, которые можно быстро выгрузить при досмотре. Суммарное время проверки, включая небольшую очередь – 30 минут.
Нашей первой целью был город Старый Крым – один из стариннейших городов Крымского полуострова, рассказ о котором вынесен в отдельную статью. Прочитайте, пожалуйста, и потом вы можете вернуться на это место.
Белая Скала
Следующая цель нашего путешествия – Белая скала.
Белая скала действительно белая. Она находится около села Белая Скала; по прямой в полутора километрах от трассы Таврида, но на ее вершину ведет извилистый и опасный путь около 15 км. Она выглядит величественно и неприступно. Высота скалы от подножья — 100 м.

В древние времена у подножья скалы и в пещерах жили люди. На скале в 1773 году располагалась ставка Суворова, а в 1783 году на вершине скалы представители крымской знати в присутствии князя Г.А. Потемкина принесли присягу на верность Российской империи. В советское время около этой скалы было снято немалое количество сцен ковбойских фильмов.

Белая скала является природным парком регионального значения, но никаких ограничительных плакатов на дорогах не стоит, поэтому мы с чистой совестью решили начать подъем еще не предполагая, какой он будет. Оказалось, что в некоторых местах поперечный (боковой) и продольный уклоны дороги достигают 30-40 градусов.
Вы можете просмотреть видео с нашего регистратора, но он не дает представление о наклонах, так как наклоняется вместе с машиной. Аудиодорожку пришлось вырезать – адреналин и наши эмоции зашкаливали.
Подъем в общей сложности продолжался около 30 минут; машина показала себя с наилучшей стороны (у нас полноприводная Крета 2.0). На пути нам встретился только один восторженный мотоциклист.
И вот мы на вершине, ликуем, любуемся красотами:

Весь мир на ладони – ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим – у которых вершина еще впереди.
Владимир Высоцкий
Друзья, вы по-настоящему не поймете нашего восхищения, пока не повторите этот путь.

Виды, конечно, потрясают:

И вдруг замечаем, что со стороны обрыва поднимаются пешком бледные и запыхавшиеся молодые люди. Оказывается по почти отвесному склону есть пешеходная тропа. Да, конечно, поднимались долго, если не ошибаюсь, сказали, что около 50 минут с отдыхами. Тоже очень довольные. Но это только для молодых и здоровых.
Спуск был уже легче; по дороге нам встретилась только одна машина.
Переночевали мы в тихом гостевом доме в селе Акрополис близ Симферополя, и на следующий день отправились к мысу Фиолент, намереваясь также посетить гору Крокодил, около поселка Красный Мак. По дороге мы увидели памятную доску в честь Льва Толстого:

«Здесь, у д.Биюк Сюйрень (ныне с.Танковое), в период Крымской войны, в 1854-1856 годах размещались части Русской армии. Весной 1855 года сюда для формирования взвода горной артиллерии прибыл подпоручик Л.Н.Толстой, участник обороны Севастополя, будущий великий руский писатель».
Гора Крокодил около поселка Красный Мак, фигурирующая в интернете как достопримечательность, нас абсолютно не впечатлила, посмотрите сами:

Мыс Фиолент
И вот мы наконец на смотровой площадке, с которой виден мыс Фиолент. Это наиболее удобное место, с которого открывается великолепный вид и на мыс Фиолент, и на Свято-Георгиевский монастырь. С вершины самого мыса вид не настолько красивый.

Мыс Фиолент, как и всё в Крыму, имеет свою давнюю историю. В древности его называли мыс Партений (мыс Девы), и древнегреческие легенды по этому поводу крайне туманны и противоречивы.
Позднее мыс называли также мысом Святого Георгия, и опять-таки по легенде: святой Георгий явился терпящим бедствие греческим морякам, и спасшиеся моряки в 891 году основали на скалах Свято-Георгиевский монастырь у целебного источника. Со смотровой площадки монастырь хорошо виден; к нему ведет обустроенная Дорожка Здоровья:

По поводу современного названия Фиолент существует несколько теорий; в любом случае на европейских языках это значит «божья страна» или «божественная земля». Впервые название Фиолент появилось на русских картах в 1790 году.
А на самой смотровой площадке в 2011 году построена ротонда и установлен памятный знак в честь того, что «Здесь, в Георгиевском Монастыре, в 1820 году останавливался Александр Сергеевич Пушкин»:

Делаем последнее фото с видом на мыс:

И двигаемся дальше.
Инкерман
Теперь наш путь лежит в город Инкерман, который входит в состав Балаклавского района Севастополя.
В IV веке нашей эры византийцы возвели на Монастырской скале крепость Каламита для защиты Херсонеса. Напомним, Херсонес был тогда торговым и военным форпостом креков в Крыму. В VIII—IX веках в скале был сооружен пещерный монастырь. Позднее крепость Каламита была захвачена турками и переименована в Инкерман, что переводится как «пещерная крепость». Теперь от нее остались остались только развалины.
В конце XIX века около скалы была построена железная дорога к Бахчисараю. После войны в скалах стали добывать камень для строек Севастополя. Под скалой, за жезнодорожной веткой, находится Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь. Дата его основания точно неизвестна, от VIII до XV веков. Путь к монастырю лежит через подземный проход под железнодорожными путями.

В монастыре ныне находится 5 действующих храмов, в том числе: пещерные святителя Мартина Исповедника, святого апостола Андрея Первозванного, Церковь святого Климента (бывшая Георгиевская):

а также наземные: Святой Троицы Живоначальной:

И Святого великомученика и целителя Пантелеимона:

Монастырь восстановлен, с 2019 года богослужения проводятся в пещерном в храме Святого Климента.
Город Инкерман также знаменит своим Инкерманским заводом марочных вин. Он был построен в 1961 году на базе подземных выработок известняка, который использовался для строительства Севастополя. К сожалению, в наш приезд экскурсий на территорию завода не было, и нам пришлось довольствоваться только фирменным магазином; мы можем свидетельствовать, что продукция весьма достойна.
Севастополь
В Севастополе мы были ранее с экскурсией и уже видели все основные достопримечательности; в этот раз мы намеревались просто переночевать в городе, походить по улицам, так сказать, вдохнуть его аромат, услышать его звуки.

И это у нас получилось: в 4 часа утра 13 сентября мы были разбужены громкими взрывами и свистом ракет. Мы поняли, что это обстрел со стороны Украины и работа ПВО, и вышли на балкон. Что же мы увидели? Жители города никак не среагировали на взрывы, никто не зажег свет, не вышел на улицу или балконы! Настоящие севастопольцы! Утром в СМИ сообщили о крупнейшем налете на Севастопольский морской завод. На обычной жизни в городе это никак не отразилось.

Севастополь – очень дружелюбный и симпатичный южный город, располагается на холмах:

Севастополь – город с богатым историческим прошлым; на его территории жили древнейшие племена, в V веке до н. э. древними греками был основан Херсонес Таврический, который, кстати, некоторыми исследователями считается местом крещения Руси в 988 году. Позднее Херсонес был уничтожен Золотой Ордой, а рядом после присоединения Крыма к России в 1783 году был основан Севастополь. Во время Великой Отечественной войны Севастополь был разрушен на 98%; сохранилось мало строений, например, Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский собор), построенный в 1892—1905 годах:

После освобождения в 1944 году была проведена огромная работа по разминированию строений, и на стене собора висела табличка «Проверено. Мин нет. Ильин. 12 мая 1944 года». Во врема ремонта собора в 90-х годах табличка исчезла и была воссоздана после присоединения Крыма к России.

После войны Севастополь восстанавливался под пристальным вниманием Сталина. И именно поэтому в конце 1940-х – начале 1950-х годов весь центр города был застроен в стиле сталинского ампира, но особого, севастопольского:

Некоторые архитектурные ансамбли, как может показаться, продуманы недостаточно, в ряде дворовых территорий не хватает места не только автомашинам, но и общественным пространствам для жителей:

Но в ряде случаев это обусловлено холмистым рельефом города и стремлением использовать старые довоенные фундаменты для экономии средств.
Кача
Теперь мы отправились в Качу.
В 1912 году в Качу была переведена Севастопольская школа военных летчиков, на базе которой позднее создано Качинское летное училище, выпустившее впоследствии много видных военных летчиков. Выбор места для аэродрома тогда был обусловлен не только наличием свободного места, но и рельефом местности (крутой обрыв) и бризовым характером ветров. Одновременно был заложен поселок Кача, названный по одноименной речке. Сейчас около Качи находится действующий аэродром.
Мы давно хотели посетить это легендарное место, и вот приехали на высокий берег:

На этом берегу есть места и не такие пустынные, вот такой, например, шалман:

А рядом крутой Комплекс апартаментов «Наш парус»:

в котором апартаменты не только сдаются в аренду, но и продаются! И все это на пляже! Времена меняются…
Сам поселок мы не сфотографировали – для Крыма он обычен, большинство строений давно не ремонтировалось.
При въезде в Качу мы услышали звуки сирен воздушной тревоги — в этот момент был налет на аэродром.
Сасык-Сиваш
Поехали дальше – к розовому озеру Сасык-Сиваш, которое находится около города Саки (пригорода Евпатории). Название озера переводится с крымско-татарского как «зловонная грязь». Это крупнейшее соленое озеро Крыма. Является природоохранным объектом. От моря Сасык-Сиваш отделен нешироким перешейком, по которому идет дорога на Евпаторию. Ранее это был мелководный залив, а перешеек был намыт волнами Черного моря.
Вода озера имеет красивый розовый цвет в связи с тем, что в озере обитает одноклеточная водоросль вида Дуналиелла солоноводная, вырабатывающая β-каротин. Пишут, что розовая вода иногда пахнет фиалками, но мы что-то не ощутили.
Пищевую соль в озере стали добывать еще в XV веке, а в XIX веке производство обеспечивало потребности Украины и часть территории современной Беларуси. Турки использовали эту розовую соль как пищевую приправу. Сейчас на озере пищевую соль и другие соединения добывают несколько российских предприятий.
В соли озера Сасык-Сиваш содержится 97% NaCl, и 3% других химических элементов, в первую очередь это магний, кальций, фосфор, калий, йод и другие. Соль добывают в огороженных дамбами бассейнах, они видны на спутниковом снимке в виде прямоугольников:

или вот так с дрона (справа – море, слева — Сасык-Сиваш):

Фотосессии туристами проводятся на самом озере около бывшего пирса; для желающих запечатлеться даем координаты: 45.154550, 33.511490.

Но вообще в озере сваи остались от старого производства соли, их использовали в качестве опор труб для подачи рапы и создания плотин для разделения бассейнов (фото с сайта p2beep.livejournal.com/39265.html):

Действительно, такой антураж притягивает, все необычно и красиво.

Евпатория
Теперь мы едем в Евпаторию, рассказ об этом городе-курорте с богатой историей вынесен в отдельную статью; вы можете ознакомиться с ней и вернуться к этому месту.
Мариуполь
Евпатория была нашей конечной точкой в Крыму, теперь мы собираемся домой, по новым территориям. В Джанкое переночевали. Предупреждаем путешественников – с гостиницами в городе туго.
Со степного диалекта крымскотатарского языка название города переводится как джанъы кой — новая деревня. Джанкой является крупным транспортным узлом и, собственно, этим живет.
Двигаемся к Чонгару – там КПП при выезде из Крыма. Писали, что дорога Джанкой — Чонгар отвратительна, но мы видали и похуже (например, Ахтубинск – Верхний Баскунчак); по некоторым признакам, ее собираются ремонтировать.
От Чонгара пошла совершенно новая и качественно сделанная дорога, еще без разметки. Разрушенные мосты восстанавливаются. Для туристов сообщим особенности езды по новым территориям:
- Дорога от Чонгара до КПП на выезде с новых территорий новая, отличная. Но она двухполосная, приходится обгонять колонны автомашин, двигающихся без огней. Кстати, местные легковушки ездят также без огней.
- Бензоколонок мало, запасайтесь бензином на «большой земле».
- На трассах общепита тоже практически нет.
- Автостраховки там не действуют, будьте аккуратны!
- Интернета нет, заранее загрузите в навигатор карты. Яндекс-навигатор карт новых территорий не дает; я пользовался maps.me, эта программа не хуже, а в чем-то даже удобнее.
- По дороге встречаются блок-посты; в целом обстановка спокойная.
В Мелитополь дорога закрыта, поехали по объездной дороге в Мариуполь.
Мы специально хотели заехать в этот город чтобы посмотреть все своими глазами. Мы видели, что некоторые дома были повреждены, но город стремительно восстанавливается, на домах следы ремонта, во многих местах положен новый асфальт. Построено очень много новых домов:

и общественных зданий:

Ездят автомашины, люди ходят спокойно по своим делам.
Фото разрушений не ставим – многим это не нравится, хотя нет ничего особенного, кроме, конечно, зрелища разрушенного завода Азовсталь. При выезде из города увидели красивый храм — Свято-Николаевский собор на Новосёловке (Мариинская ул., 141):

Собор построен в 1946 году, в 1993 году перестроен.
Поехали к КПП на выезде с новых территорий. Здесь пришлось постоять в очереди около трех часов.
Таганрог
В Таганроге мы переночевали и затем осмотрели город. Основан Петром I в 1698 году и стал во многом первым: первой военно-морской базой России, первым российским портом на открытом морском побережье и первым в России городом, построенным по регулярному плану. Таганрог – крупный промышленный центр и значимый транспортный узел. Таганрогский морской торговый порт обеспечивает транспортировку в основном металла и угля, это «визитная карточка» города. Именно поэтому город практически не имеет привычного вида на море со смотровых площадок – только порт:

Таганрогский залив замерзает зимой на 3-4 месяца, хотя в мягкие зимы может не замерзать совсем; круглогодичная навигация обеспечивается за счет использования ледоколов.
Историческая часть Таганрога находится на мысе Таганий Рог, что в переводе с татарского языка означает «высокий мыс». На этом мысу расположен сквер Петра I (раньше назывался Комсомольский, Морской, Воронцовский), где установлен посвященный ему памятник:

Рядом находится Церковь Николая Чудотворца (ул. Шевченко, 28) — Никольский морской собор города Таганрога, строился как госпитальный храм Азовской флотилии:

Освящен в 1778 году. Церковный колокол для экономии средств отлит из негодных медных трофейных турецких пушек. На стене церкви висит памятная доска:

Рядом в 2005 году установлен памятник «Защитникам города Таганрога в Крымскую войну 1855 г. Казаки, духовенство и благодарные потомки»:

Храм интересный: при нем работает Музей истории и культуры Приазовья, воскресная школа, каждую субботу проводится «Чай с батюшкой», оказывается помощь беженцам из ДНР и ЛНР.
В Таганроге много красивых старинных домов, но, как и в большинстве городов, они требуют ремонта:



Малые города, как правило, не имеют достаточно средств на благоустройство.
Ростов-на-Дону
По Ростову-на-Дону протекает и впадает в Дон река Темерник; там в 1749 году императрица Елизавета Петровна повелела устроить таможню, откуда и взял начало Ростов-на-Дону. Благодаря выгодному географическоему положению на перекрёстке сухопутных и водных дорог город активно развивался. Миллионником Ростов-на-Дону стал в 1987 году, сейчас это 11-й по численности населения город России, крупнейший на юго-западе страны.
Мы проехали по центральной улице города — Большой Садовой (в советские времена — улица им. Ф. Энгельса), на которой расположены старинные дома ростовской знати, вот, например, дом 25 — Доходный дом К.Я. Башмакова (начало XIX века) – на фото слева:

и справа — дом 27/47 — особняк известной ростовской актрисы М.Н. Черновой (1899).
К сожалению, дальше проехать нам не удалось – проводился День города, и улица была перекрыта, но удалось посмотреть улочки старого города, отреставрированные дома:

Лестница на набережную:

А вот и сама набережная Дона, вид на знаменитый Ростовский подвижный (подъёмный) железнодорожный мост:

На этом месте, рядом с устьем реки Темерник, строили различные мосты с 1874 года; последний, с подъёмной средней частью, был построен в 1952 году и реконструирован в 2003 году.
Теперь с набережной поднимемся на Тургеневскую улицу:

Рядом Центральный рынок, функционирующих под сенью Собора Рождества богородицы:

Все это весьма живописно; наличие представителей разных народов придает знакомый восточный и южный колорит и узнаваемые черты России 1990-х, правда, мы уже от всего этого отвыкли, подзабыли.
Далее на нашем пути Церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения), построена в 2011 году на деньги полномочного представителя Генеральной прокуратуры РФ в Федеральном собрании РФ Карапетяна С.А. (в память о погибшем сыне) и его тестя Казаряна В.П.:

Красивый храм. Из Википедии: «Снаружи и внутри в церкви произведена отделка розовым туфом, который специально привезли из Армении. Алтарь и купель были сделаны армянскими мастерами из белого мрамора с украшениями многослойной резьбой».
Тов. Карапетян всю жизнь работал в прокуратуре, был депутатом ЕР. Наверно, хорошо работал.
Во время нашего посещения в церкви проходило венчание, и нас приветливо пригласили посмотреть:

В Ростове-на-Дону 3.4 % населения города – армяне. Мы пожелали молодым счастья и взяли курс на Москву.
Итоги
Наше путешествие в Крым в сентябре 2023 года закончилось.
Мы были в пути 11 дней, проехали по спидометру 4 460 км, потратили 340 литров бензина АИ-92. Машина нас не подвела.
Мы посетили множество городов, десятки достопримечательностей, получили яркие впечатления, узнали много интересного. Как и во всех наших поездках мы стараемся разговаривать с местными жителями, понять их настроения и проблемы, почувствовать атмосферу тех мест.
Крым неисчерпаем, он бездонный, и нас зовет опять.
В этом и в любом другом блоге мы рассказываем о товарах и услугах, с которыми нам пришлось столкнуться, только в справочно-информационных целях и выражаем свое личное мнение, что не может расцениваться как реклама.