«Здесь начинается Россия» — это девиз Камчатки, и это действительно не край земли, а начало нашей страны
На Камчатку мы попали в октябре 2024 года, можно сказать, случайно: супруга посмотрела познавательный фильм о Камчатке, нашла дешевые билеты – и было решено: летим! Сознаюсь, решение было определено доступными для нас ценами.
Но сначала тезисно основные факты о Камчатке и некоторые соображения.
Коротко о Камчатке
Это полуостров, на который добраться можно только воздушным или водным путем, сухопутных дорог нет.
Камчатка всегда была не просто краем России, но и важным форпостом, и поэтому основное внимание всегда уделялось прежде всего ее военному потенциалу. А это неизбежно ведет к ее положению как дотационного региона, тем более, что после Второй мировой войны Камчатка стразу стала закрытой территорией; ее «открыли» в 1991 году. В советское время на Камчатку люди ехали в первую очередь из-за коэффициента к зарплате 1.6, что существенно повышало уровень жизни, а скопив денег к пенсии, нередко переезжали в южные регионы.
В перестройку камчатцам пришлось туго – они были вынуждены надеяться сами на себя. Население Камчатки с почти полумиллиона человек в 1990-92 годах уменьшилось к настоящему времени до 290 тысяч. Но, как рассказывают камчатцы, многие уехавшие «на материк» часто возвращаются обратно. Работает программа переселения; в 2010 года на Камчатку прибыло свыше 5 тыс. переселенцев, в основном из Украины, Киргизии, Узбекистана. Вместе с тем в 2024 году мигрантам запретили работать в сферах образования и торговли, и многие решили уехать.
Мы два раза брали такси, и в обоих случаях водители были из Киргизии. Они были вежливы, отлично знали русский язык и откровенно рассказывали о себе и своей жизни на Камчатке.
Сейчас уровень среднедушевых доходов с учетом разницы в ценах на Камчатке отстает от среднероссийского. На Камчатке цены выше среднероссийских, и, например, московских на 14%, но на отдельные категории товаров и услуг – ниже, например, на квартиры, автомашины, транспортные услуги. Но многие камчатцы дополнительно зарабатывают, сформулируем это так: вне возможностей статистического наблюдения.
Отношение центра к Камчатке можно проиллюстрировать следующим фактом: широкополосный интернет на оптике на Камчатке стал доступен только с 2016 года, а до этого приходилось пользоваться спутниковым интернетом, который был весьма дорогим: около 1 рубля за 1 МБ.
Уровень преступности на Камчатке выше, чем в среднем по России, разве что кроме краж, которых меньше, чем по России. Это понятно: с украденным некуда бежать!

Камчатка — благодатный край с громадными возможностями. Основная отрасль экономики – рыбная промышленность, поэтому икра, красная рыба и крабы – главные деликатесы и сувениры края.
Но больше всего на Камчатке туристов привлекают красоты нетронутой природы: океан, сопки, вулканы, гейзеры, озера.
В 2023 году Камчатку посетили 367 тыс. туристов.
Что посмотреть на Камчатке, какие могут быть экскурсии
Это зависит от Ваших увлечений: если Вы рыбак, охотник или спортсмен – там для Вас раздолье; если Вы с экскурсионной целью, то зависит от планируемого времени нахождения и наличия денег. Основные туристические места (или, как сейчас модно говорить, локации) следующие:
Городские достопримечательности Петропавловска-Камчатского, включая сопки на территории города. Большей частью они сконцентрированы в центре города, куда Вы можете добраться на городском транспорте, а вот подняться на сопки могут только достаточно выносливые люди (на Мишенную сопку можно подняться на машине). Экскурсия с гидом на машине доступна для пожилых людей; ее стоимость — 5-8 тыс. рублей с человека.

Достопримечательности в южных окрестностях города: мыс Маячный, Халактырский пляж. Сюда целесообразно нанять гида с машиной – на такси не проехать. Эта экскурсия также доступна для пожилых людей; ее стоимость — около 10 тыс. рублей с человека.

В пределах 100 километров на юго-запад от города находятся другие сопки, привлекающие внимание туристов, а также горячие источники. Некоторые из этих маршрутов относительно доступны для пожилых людей, на других придется достаточно пройти пешком. Стоимость – 10-15 тыс. рублей с человека.

Морские прогулки доступны для пожилых людей, но многие туркомпании и гиды прекращают их проводить с наступлением сезона штормов в октябре-ноябре.
Другие экскурсии – к знаменитой Долине Гейзеров, к вулканам, на дальние сопки и перевалы – вертолетные, и стоят уже гораздо дороже: от 50 тыс. до полумиллиона рублей. Более всего получают развитие премиальные туры, и их заоблачная цена подтягивает и остальные. На таких турах было несколько крушений вертолетов.
Кстати, в 2004 году Джимми Картер сплавлялся по одной из крупнейших на Камчатке реке Жупанова и поймал 63-сантиметровую камчатскую семгу (фото mitracon.ru):

Разумеется, не в туристический сезон цены несколько падают, но вообще они значительно выше, чем, например, на аналогичные экскурсии в Мурманской области с похожими условиями.
Это, конечно, можно объяснить высокими затратами гидов на содержание автомашин, но не в такой же степени! Тем более, что качество экскурсий, на мой взгляд, мягко скажем, различное. Но ответ есть. Камчатцы привыкли, что к ним приезжают люди с тугим кошельком, готовые платить любые деньги.
К сожалению, многие турфирмы Камчатки в октябре уже не работают, а цены у них ниже, чем у индивидуалов.
Климат Камчатки, когда лучше ее посещать
Климат полуострова — умеренный, в центральной части — континентальный с холодной зимой и тёплым летом, на побережьях, в том числе в Петропавловске-Камчатском — морской со сравнительно мягкой зимой и прохладным летом. Петропавловск-Камчатский лежит почти что на широте Москвы. На наш взгляд, для обычного туризма оптимальное время для посещения Камчатки – сентябрь: основной турпоток уже схлынул, погода благоприятная, неожиданности маловероятны.

В октябре уже есть большая вероятность снегопадов и недоступности некоторых маршрутов, с чем мы и столкнулись. Кроме того, на Камчатке весной и осенью точность прогнозов даже на 5-7 дней резко уменьшается, и можно прилететь и все время просидеть в гостинице. По крайней мере, мы мониторили погоду с момента покупки билетов, и прогноз постоянно менялся. За два дня до нашего прилета в окрестностях города прошел снег, и некоторые экскурсии стали неактуальными.

Зима на Камчатке – сезон для спортсменов, как обычно. На Камчатке получил популярность так называемый фри-райд — катание на склонах сопок вне дорог, причем перемещение предусмотрено на вертолете. Это только для состоятельных людей – 8-дневная программа стоит около 300 тыс. руб.
Перелет на Камчатку
Обычные авиабилеты на Камчатку весьма дорогие: 45-70 тыс. рублей, но из Москвы действует так называемый «плоский тариф» (с некоторыми ограничениями) в пределах 15 тыс. рублей. Кроме того, существует также тарифы по программе субсидированных перевозок для некоторых категорий пассажиров: пенсионеров, инвалидов, молодежи, многодетных семей, и тогда билет стоит 7.5 тыс. рублей, но, естественно, также имеются ограничения. Но не факт, что подобные программы будут продлены на последующие годы.
Перелеты из Москвы с 2016 года осуществляются самолетами Boing-777-300ER, полет длится 8.5 часов. Эти самолеты особенно комфортны для длительных перелетов: в них предусмотрен широкий шаг кресел (в эконом классе 81 см), установлены мультимедийные устройства, с помощью которых можно с пользой скоротать время, предоставляется действительно хорошее двухразовое питание (для нас оно было даже избыточным), в салоне есть зоны, где возможно постоять никому не мешая.
Несмотря на длительный перелет и разницу во времени 9 часов, мы неожиданно для себя перенесли перелеты весьма легко. Могу посоветовать приобрести надувную подушку для шеи, которую можно также использовать как подкладку для «пятой точки», «беруши» и маску-повязку на глаза. Но нам поспать в полете не удалось, и, хотя мы прилетели в 13:10 по местному времени, остаток дня был непродуктивен; в новом часовом поясе адаптировались мы только на следующий день.
Пассажирский аэропорт Камчатки – Е́лизово имени Витуса Беринга (находится около одноименного городка):

Сейчас ведется строительство нового аэровокзального комплекса.
Отметим, что в советское время на Камчатку из Москвы перелет производился с тремя, а потом с двумя промежуточными посадками и занимал около суток. В конце 80-х годов полеты прекратились и были возобновлены в 1997 году.
По поводу перелетов еще одна тонкость: установлен запрет на вывоз с Камчатки красной икры весом более 10 кг. И это не просто так. Икорная коммерция процветала, а сейчас нелегальным добытчикам икры перекрыли кислород. Власти утверждали, что с Камчатки увозят 500 тонн икры в год.
Такси от аэропорта до Петропавловска-Камчатского стоит около 900 рублей. Uber работает, время ожидания было 4-6 минут.
По дороге в город мы рекомендуем остановиться у скульптурной композиции «Медведи» (более известной как памятник «Здесь начинается Россия») и сфотографироваться на память:

Тем более, что нужно ловить момент: фигурку лосося, которую держит один из медведей, периодически воруют.
Петропавловск-Камчатский
Больше половины населения полуострова проживает в столице края – Петропавловске-Камчатском. Камчатцы, кстати, как пишут, предпочитают называть его просто «город».
Город расположен на берегу незамерзающей Авачинской бухты (губы), названной так по имени впадающей в нее речки Авачи.

После бухты Гуанабара в Бразилии бухта Авачинская — вторая по величине. Камчатцы заявляют, что она настолько огромная, что в ней мог бы поместиться весь мировой флот. Но это утверждение голословно. В мире подсчитаны только суда водоизмещением свыше 1000 тонн, их 40 тысяч, и они действительно могли бы поместиться в бухте. Но малых судов – миллионы, никто их не считал, и они уж точно не поместятся.
Петропавловск-Камчатский лежит среди сопок и на их склонах:

Поэтому и туристам, и жителям передвигаться по городу пешком крайне трудно. Мы неоднократно видели, как не только пожилые, но и молодые жители делают остановки взбираясь на горки. В дождь текут стремительные потоки, зимой высокие сугробы, гололед. Кстати, дороги и тротуары здесь посыпают не солью, а черным вулканическим песком, это менее вредно, но еще и выгодно.
Интересная ситуация с водопроводной водой: она чистая, гораздо чище, чем в Москве и других городах. Ее можно пить из-под крана (но только не в период паводков). Вода приходит в город из рек и горных ручьев. А, например, для соседнего города Елизово воду берут из подземных источников, и она почти дистиллированная.
Однако сточные воды очищать стали только недавно, городское Култучное озеро и залив сильно загрязнены.
Важно понять топологию города: все исторические места и административный центр города практически находятся на первой, береговой линии; на следующих горизонтах расположены уже современные районы. Поэтому целесообразно искать отели именно вблизи центра, хотя их там не так много, и цены будут высокими.

По береговой линии расположены небольшой городской пляж, морской торговый и морской рыбный порты, причалы судоремонтного завода и других организаций, нефте- и газохранилища:

Камчатка – сейсмоопасный регион, поэтому большинство строений – малоэтажные, многие дома имеют контрфорсы (пристроенные, а в новых домах — предусмотренные при строительстве):

Причем Петропавловск-Камчатский ранее относился 7-балльной зоне, но потом его отнесли к 9-балльной. Вообще в городе грунты очень неоднородные и сложные для строительства, что ведёт к повышенным затратам. Новое строительство затруднено, так как все стройматериалы привозные, но, тем не менее, город строится, возводятся средне- и многоэтажные жилые дома:

И высотные офисные здания, построенные с использованием специальных технологий, например, бизнес-центр на Ленинской улице, 59:

В 2010 году построен самый восточный в России Троицкий собор (Собор Святой Живоначальной Троицы) — монолитный с металлическим каркасом внутри, по мнению автора проекта, это – самое надежное здание в городе (kamtoday.ru/photos/sejsmobomba-zamedlennogo-dejstviya):

Недавно заработал завод легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК), но это в основном для возведения промышленных объектов, и они активно строятся.

В Авачинской бухте планировалось построить перевалочные терминалы для проекта «Арктик СПГ-2», но пока все заморожено из-за санкций. Также планируется строительство пункта регазификации для поставок сжиженного природного газа (СПГ) на Камчатку.
Но все-таки город испытывает хроническое недофинансирование, поэтому некоторые районы выглядят не совсем празднично.
Вот Дом офицеров флота (пл. Щедрина, 3):

Здание раньше принадлежало военным; там проходили танцы, эстрадные концерты и театральные спектакли; акустика зала считалась лучшей на Камчатке. В 2011 году здание было уже в таком виде, и его передали краевым властям, но с тех пор ничего сделано не было.
Много старых домов — в основном четырех-пятиэтажные хрущевок. Швы этих домов разрушаются, торцы промерзают, и их обшили металлическими листами, они проржавели, и вид получился неприглядным:

На верхнем фото также видно большое количество машин; их на Камчатка приходится около 600 на тысячу жителей, это первое место по России. Кстати говоря, почти все машины — праворульные, но никто не покупает на замену европейские фары или не перенастраивает их на правостороннее движение – это совсем непросто, да и юридически запрещено.
Утром и вечером обычны пробки, и это понятно: город стеснен сопками, строить развязки крайне дорого:

Камчатские водители – любители нарушать ПДД. По нашим наблюдениям и по отзывам многие водители ездят не пристегнувшись, обгоняют по встречке через сплошную, не пропускают пешеходов – все это напоминает 90-е годы. Такое мы встречали еще на Кавказе; может быть есть какое-то воздействие гор?
Камчатка – в числе лидеров по числу пострадавших в ДТП на 100 тыс. жителей; и за первое полугодие 2024 году этот показатель увеличился на 30%. Интересно, что все жители Камчатки, с которыми мы общались утверждали, что их гаишники взяток не берут.
Дороги на Камчатке разные: в городе, трасса к аэропорту и еще несколько – нормально-стандартные:

На фото ниже — обычная грунтовка по сопкам, в сухую погоду — вполне прилично:

Но многие грунтовые требуют реконструкции. Вообще на Камчатке со строительством дорог проблемы: грунты малопригодные, гравия недостаточно, почва влагонасыщенная. В 1930-е годы пытались строить дороги силами заключенных Шосдорлага (исправительно-трудового лагеря шоссейно-дорожного строительства), но ничего не получилось.
Однако могу отметить: дырявых дорог или даже с ямочным ремонтом с твердым покрытием на Камчатке мы не увидели! Дороги гораздо лучше, чем в Московской и других областях!
Особенность Петропавловска: улицы может быть и не такие глянцевые, но действительно чистые, без мусора, и это заслуга не только коммунальных служб, но и жителей города.

Но диссонанс вносят медведи: они приходят в город, роются в контейнерах для мусора, выбрасывая все вокруг (фото i.ytimg.com/vi/MlSgVu5NSfU/maxresdefault.jpg):

В России живёт около 290 тысяч бурых медведей, и почти их десятая часть – на Камчатке, которая таким образом, держит мировое первенство по числу медведей на душу населения. В последние годы снизилось количество рыбы в реках, и в поисках пищи звери идут в город. С начала года зафиксировано около 600 таких визитов, поэтому в населённых пунктах созданы группы оперативного реагирования; произведен отстрел более двухсот медведей. В окрестностях Петропавловска были случаи нападения медведей на туристов, поэтому многие гиды выезжают на природу с оружием.
Вообще, надо понимать, что Петропавловск-Камчатский развивался как восточный российский форпост и центр судостроительной и рыбоперерабатывающей промышленности, а о его привлекательности и удобстве жителей власти думали уже во вторую очередь.
Гостиницы
Гостиниц в Петропавловске-Камчатском маловато, многие их них старые или являются, по сути общежитиями или хостелами при довольно высоких ценах. Сейчас строятся отели топового класса.
Много сдающих квартиры посуточно, и здесь есть нюанс: большинство владельцев требуют так называемый «депозит»: постояльцы должны заморозить некоторую сумму, которая неизвестно будет ли возвращена. Мы очень много путешествуем по России, но такое, вероятно, только на Камчатке, это атавизм 90-х годов или даже советского времени. И почему с постояльцев, а не с отельера? Уж обман клиентов, что касается качества предоставления услуг, мы встречаем постоянно!
Но нам удалось найти гостевой дом, удовлетворяющий практически всем нашим требованиям: это «АмКам» (ул. Дружбы, 36, amkam.ru). Он находится на первой линии, недалеко от исторического центра города:

Здание построено в 2023 году на склоне холма, откуда открывается превосходный вид на бухту Сероглазка:

Номера просторные, комфортабельные, соответствуют описанию на сайте. Санузел в номерах стандартный, с индивидуальным водонагревателем.
Уютная гостиная, в которой приятно не только принимать пищу, но и развлекаться:

Помещение оформлено со вкусом: на стене висит картина местной художницы Дарьи Чучалиной с видом Халактырского пляжа:

И дизайнерский светильник с перечнем вулканов на Камчатке:

Но особую теплоту создает Татьяна — хозяйка этого гостевого дома. Она душевный человек, тонко чувствующий людей. Кстати, входящие в стоимость номеров завтраки, которые готовит она сама, исключительно домашние, вкусные и питательные.
По нашему заказу Татьяна на ужин приготовила нам изысканное блюдо – конечности краба-стригуна и научила правильно их разделывать:

Татьяна хорошо играет на музыкальных инструментах и постаралась создать атмосферу праздника:

Мы с удовольствием отметили наш приезд хорошим массандровским вином:

Супруг Татьяны, Андрей, является профессиональным гидом, и на следующий день он повез нас на комбинированную экскурсию: по Петропавловску-Камчатскому и его окрестностям.
Его экскурсии были очень содержательными, и, взяв их за основу, я теперь хочу вам напомнить историю Камчатки и предлагаю виртуальный тур по историческому центру города, не только в пространстве, но и во времени, начиная с далекого прошлого.
Параллельно рекомендую открыть в приложении карту Петропавловска-Камчатского для лучшего понимания мест и событий.
Должен отметить, что в истории Петропавловска-Камчатского существует множество белых пятен, мифов и заблуждений, которые штампуются в интернете без оглядки на даты и факты.
По Петропавловску-Камчатскому
1697 год
История Петропавловска-Камчатского начиналась с открытия Авачинской бухты отрядом казаков в 1697 году. Однако с незапамятных времен в окрестностях бухты находились ительменские поселения: Тареин, Паратунский и Аушин.
1705 год
В 1705 году на Камчатку были отправлены православные миссионеры во главе с архимандритом Мартинианом, однако особых результатов у них по христианизации аборигенов не было (как, собственно, и везде). Кроме того, в 1718 году архимандрит был убит во время очередного бунта камчадалов. Первая церковь была выстроена здесь в 1713 году на реке Ключевке Иваном Енисейским, который в то время был приказчиком, то есть управлял краем.
Тем не менее, в 2005 году было решено, что нужна круглая дата, и в честь 300-летия православия в Петропавловске-Камчатском был возведен памятник «Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел». Он находится на Аллее Дружбы на берегу Култучного озера (фото KF.50hz):

1729 год
В 1729 году бухта описана и нанесена на карты Витусом Берингом.
1737—1741 годы
В этот период Камчатку исследовал Степан Петрович Крашенинников, написавший впоследствии капитальный труд «Описание земли Камчатки», в котором описал нравы населения, географию и животный и растительный мир полуострова. Именем Крашенинникова названы природные объекты на Камчатке и улицы в Вилючинске, Елизове, Новосибирске и Санкт-Петербурге. В Петропавловске-Камчатском нет ничего. Отметим, что некоторые его описания не очень встраивались в пазл государственной версии истории того времени. Полистайте академическое издание его книги 1949 года, по крайней мере, предисловие, оно доступно.
1740 год
Летом 1740 года силами русский поселенцев и ительменов были возведены первые постройки за Никольской сопкой, на юг от Култучного озера до Петропавловской губы. Строили без какого-либо определенного проекта из подручных материалов: тополя, березы, вербы, крыли деревом, берестой и травой.
27 сентября (11 октября) 1740 года в Авачинскую губу прибыл пакетбот «Святой апостол Павел», а 6 октября (17 октября) «Святой апостол Пётр» Витуса Беринга; 17 октября считают днём рождения города.
В этом же году около нынешнего сквера Свободы был построен первый на Камчатке православный храм, названный в честь Александра Невского. Кто его строил и когда было закончено строительство – доподлинно неизвестно, но «авторитетных» заявлений много.
В 1854 году на месте первого храма в честь святого Александра Невского был построен второй, который был закрыт в 1920-е годы и разобран в 1937 году. А в 2007 году на этом историческом месте был построен деревянный и, как считали, временный Храм святого благоверного князя Александра Невского (Ленинская, 65а):

Храм действующий, его посещают многие жители города:

Рядом сейчас заканчивается строительство нового одноглавого однопрестольного храма в византийском стиле:

Храмы построены рядом со сквером Свободы, здесь раньше была Соборная площадь.
1787 год
Остановимся в 1787 году, когда Петропавловск посетили корабли «Буссоль» и «Астролябия» кругосветной экспедиции Лаперуза. В память об этом в 1843 году на перешейке между Сигнальной и Никольской сопками был установлен памятник. В 1854 году он был разрушен снарядами англо-французской эскадры, в 1882 году восстановлен, а в 1930-е годы перенесён в сквер на улице Ленинской, где его и можно видеть:

На постаменте — барельеф фрегата «Буссоль». Видите: посетил – и памятник.
1854 год
Во время Крымской войны 1853—1856 годов англо-французская эскадра в августе 1854 года вошла в Авачинскую бухту и попыталась овладеть городом. Особенно ожесточенные бои завязались на Никольской сопке, но защитники под руководством генерал-губернатора Камчатки В.С. Завойко хорошо подготовились и отразили все атаки противника. Эти сражения были восприняты в России с воодушевлением на общем фоне неудач Крымской войны.
Вот картина «Петропавловский бой» Софьи Васильевны Завойко (1912 год), вид с Мишенной сопки (callmycow.livejournal.com/232404.html):

В центре полотна мы видим озеро Култучное, за ним справа – Никольскую сопку и вражеские корабли.
Никольская сопка – памятное место Петропавловска-Камчатского. У ее склонов началось строительство города. Сопка имеет статус памятника природы и является излюбленным местом отдыха горожан, которые называют ее «сопкой любви»:

Высота сопки – 103 метра, подъемников нет, поэтому подняться мы на нее не смогли.
В память о сражениях на сопке, на месте расположения третьей батареи Максутова, установлены чугунные пушки (фото Отачкина Алексея):

24 августа 1854 года погибших русских воинов и англо-французов похоронили в братской могиле (сейчас она числится по адресу: Ленинская ул., 75) у подножия Никольской сопки (фото 1892 года):

С правой стороны захоронены 35 защитников города, слева — 38 английских и французских моряков. Слева видна часть здания часовни, построенной в 1885 году на средства купца и судовладельца А.Ф. Филиппеуса и освященной во имя святых мучениц Веры, Надежды и Любви.
Здание было деревянное с тесовой крышей (фото 1890-1900 годов):

1905 год
Во время русско-японской войны в 1905 году японские эсминцы обстреляли город и повредили в том числе часовню. В 1912 году часовню (мы помним, она деревянная) перенесли южнее, к месту, где сейчас сквер Свободы, а чуть выше могил построили новую часовню (фото 1930 года):

К новой часовне вела каменная лестница, было также установлено несколько старинных орудий Обуховского завода. До революции у некрополя ежегодно 24 августа отмечался день памяти и справлялась панихида.
К сожалению, во время нашего приезда памятник «Часовня» был закрыт в связи с проведением ремонтных работ:

1909-12 годы
Теперь мы плавно двигаемся к началу XX века и выходим на улицу Красинцев. На этой улице расположены сохранившиеся старинные дома города, например, №19 – жилой дом для служащих казначейства (1909-12 годы). Он построен из бруса, сверху обшит доской; цветовое решение декора фасадов — историческое:

Сейчас в нем располагается Росимущество.
Также дом № 11 – построен в 1909-12 годах, типичный образец застройки того времени, сейчас реставрируется:

1934 год
Теперь о том, почему улица Красинцев получила такое название – раньше она была Никольской.
80 лет назад, в 1934 году, пароход «Челюскин» был раздавлен льдами в Чукотском море и затонул. Экипаж выбрался на льды и был спасен советскими летчиками. После спасения герои на пароходе «Смоленск» в сопровождении ледокола «Красин» 28 мая прибыли в Петропавловск-Камчатский. Им устроили грандиозную встречу в том месте, где теперь сквер Свободы и улица Красинцев (фото 1934 года):

1930-е годы
Петропавловск активно развивался. Были построены первая электростанция на мазуте, судоверфь, рыбоконсервные заводы, рыбокомбинаты.
Существовала проблема дефицита рабочей силы (напомним, что до 1930-х годов на Камчатке проживало не более 2 тысяч человек), поэтому проводилась политика найма японских граждан на советские предприятия и выдача разрешений на ловлю рыбы в наших территориальных водах, однако к началу 1940-х годов японское присутствие в СССР сократилось до минимума. Тем не менее, на рыбзаводы Камчатки ежегодно в летний сезон массово приезжали японские рабочие.
С 1941 года начались провокации со стороны японских кораблей и самолетов, обстрелы, потопления и задержания торговых судов. Но советских крупных боевых кораблей на Камчатке тогда было очень мало, а нейтралитет строжайше было запрещено нарушать.
1945 год
В августе 1945 года военным командованием было принято решение высадить десант на сильно укрепленный японский остров Шумшу, и в результате ожесточенных боев 23 августа 1945 года остров был взят. В 1946 году в сквере Свободы (тогда это была площадь Свободы) установлен Памятник «Воинам Советской Армии — освободителям курильских островов в 1945 г.»:

Под этим обелиском погребены павшие в боях десантники. На нем установлены памятные таблички:

Многие горожане считают, что стоящее рядом современное высотное здание делового центра нарушает ауру исторического места, но что есть, то есть…

Теперь мы переместимся к Музею боевой славы (ул. Радиосвязи, 69), который рассказывает о мужестве и героизме первопроходцев и защитников Камчатки:

Судя по отзывам, экспозиция очень интересна, но хотя музей был закрыт на ремонт, мы смогли увидеть экспонаты на территории музея:

К сожалению, своего сайта музей не имеет.
Далее виртуально переносимся на площадь около улицы Озерновская Коса, где в 2015 году установлена Стела в память о присвоении Петропавловску-Камчатскому почётного звания «Город воинской славы». На стеле расположены барельефы, изображающие боевые сражения, в которых участвовали жители Камчатки:

Здесь открывается превосходный вид на бухту; на сопке мы видим здание Камчатского Морского собора, слева – выход на городской пляж, но сейчас он на реконструкции:

1964 год
Двигаясь по хронологии, и оглянувшись назад, мы увидим здание Камчатского театра Драмы и комедии, которое было построено в 1964 году и капитально реконструировано в 2007-2010 годах; предполагается, что оно приобрело античный вид, правда античных постановок в репертуаре театра мне обнаружить не удалось:

Театр был основан в 1933 году, и судьба его простой не была: постоянные переезды, работа на чужих площадках, регулярная смена худруков, финансовые трудности.
1970 год
Рядом – здание Правительства края, построенное в 1970 году. Его недавно отремонтировали, обновив фасад легкими навесными алюминиевыми панелями:

Те домики, что видны на его крыше, на самом деле находятся за ним, на склоне сопки.
1978 год
Далее нас ждет 1978 год, когда на площади, которая называлась Театральной, установили памятник Ленину, и площадь стала имени Ленина:

Ленин смотрит, естественно, на улицу Ленинскую, по которой колонны радостных демонстрантов выходят на площадь Ленина и приветствуют вождя.
Цитирую статью (kam-kray.ru/news/14458-i-lenin-takoi-molodoi.html): «В 1973 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о возведении в Петропавловске памятника В.И. Ленину. Новый памятник – самый высокий на Дальнем Востоке – должен был стать, по замыслу партийного и советского руководства, символом трудовых побед Камчатки и ее жителей». Чувствуете, как из Москвы видно все? Какое проявление заботы о счастье простых людей!
Ну, а теперь сам вождь велел нам перейти на улицу Ленинскую. Ранее она называлась очень просто – Первая, потом Большая. В 1994 году в городе прошёл референдум о переименовании Ленинской улицы и переносе памятника Ленину, но он провалился из-за низкой явки жителей.
1956 год
Обратим внимание на «здание с колоннами» (Ленинская ул., 52) в стиле сталинского ампира (1956 год); сейчас в нем находится краевой суд, а в советское время был Камчатский обком КПСС:

Но ранее на этом месте стоял Собор во имя Святых апостолов Петра и Павла, который был построен и освящен в 1826 году (фото 1880-83 годов):

В 1930-х годах собор закрыли и разместили в нем кинотеатр «Полярная звезда», который впоследствии сгорел.
Рядом — здание бывшего ГУМа (Ленинская ул., 54) 1962 года постройки:

Вся улица перерыта – проводится реконструкция коммуникаций. Вообще многие значимые места города сейчас в ремонте и реконструкции. Дело в том, что в 2022 году Владимир Путин посетил Камчатку и одобрил план ее развития, соответственно началось финансирование работ. Отрадно. Своих средств у города мало.
Мы опять вернулись к скверу Свободы и теперь проследим за зданием первоначальной часовни, которую в 1912 году перенесли от некрополя павшим несколько южнее (помните, мы об этом говорили), где она превратилась в храм святых мучениц Веры Надежды, Любови и матери их Софии. В 1930-е годы храм закрыли, опять разобрали и перенесли на сопку Радиосвязи, где находилось городское кладбище. Кладбище уничтожили, а в здании храма оборудовали радиоцентр.
В 2002 году здание было возвращено православной общине, и в 2007 году, в нем создан Свято-Пантелеимонов мужской монастырь. Таким образом, это путешествующее здание 1885 года является самым старым в городе. Об этом рассказывает краевед Александр Пирагис (www.piragis.ru).
Переносимся на сопку Радиосвязи и видим, как здание выглядит после ремонта (фото kam24.ru/news/main/20221111/93099.html):

Я бы все-таки сказал, что не здание самое старое, а бревна (если оно еще деревянное). Здание уже ни на что не похоже. Мы, к сожалению, не попали внутрь здания, не поговорили с его обитателями, и не увидели его стен.
В 2023 году на территории Свято-Пантелеимоновского мужского монастыря был построен Камчатский Морской собор. В его притворе установлены памятные мраморные плиты с именами камчатцев, не вернувшихся из моря.

Храм находится на сопке и является локальной доминантой.
А теперь с высоты смотровой площадки на Высотной улице окинем взглядом те места, о которых мы говорили:

Мы видим слева направо: желтоватое высотное здание торгового центра, новый храм Александра Невского, у подножья Никольской сопки старые дома на улице Красинцев, покрытая синим брезентом Часовня у некрополя погибших в 1854 году, Камчатский театр Драмы и комедии, здание Правительства края, памятник Ленину, стела «Город воинской славы», озеро Култучное и, наконец, на сопке Радиосвязи — Камчатский Морской собор.
На этой же смотровой площадке установлен указатель, согласно которому можно легко и просто попасть в любое место России и мира:

Правда, если быть точным, все указатели должны смотреть в одну сторону, но это не будет так впечатлять.
Итак, виртуальный тур по историческому центру Петропавловска-Камчатского закончен.
В конце экскурсии Андрей привез нас на смотровую площадку Мишенной сопки (ее высота 382 м), откуда открывается вид на весь город в обрамлении вулканов Корякского, Авачинского и Козельского:

Быстро темнеет:

Приходят сумерки, вид на Корякскую сопку:

И наконец закат:




Заметим, что сейчас рассматривается проект сооружения канатной дороги на вершину Мишенной сопки с Озерновской косы.
В городе есть еще много интересных мест, которые можно и следует посетить: Камчатский краевой объединённый музей, расположен в здании канцелярии губернатора Камчатской области (Ленинская, 20). Основан в 1911 году и к настоящему времени располагает крупнейшем музейным собранием Камчатского края (фото Натальи Сенаторовой):

Имеет хороший сайт, подробно рассказывающий об экспозиции музея.
Научный музей института вулканологии и сейсмологии (бул. Пийпа, 9). Небольшая, но интересная экспозиция.
Геологический музей (ул. Беринга, 117), посвящённый геологической истории края.
Центральный рынок (Пограничная ул., 2/2), где можно купить рыбопродукты.
Мы также съездили на две экскурсии в окрестностях Петропавловска-Камчатского. Выбор маршрутов был обусловлен нашими ограниченными возможностями по пешим переходам.
Первая экскурсия была на мыс Маячный и Халактырский пляж.
На вторую экскурсию на следующий день мы поехали на Мутновскую ГеоЭС и Дачные горячие источники.
В день отлета мы заехали в Е́лизово (ударение на первый слог), второй по величине город Камчатки. Википедия (та, которая «нарушает закон РФ») так излагает историю города: «Первое поселение на территории нынешнего Елизово было основано в XVII веке ительменами. Это был небольшой острожёк. В следующем веке, в эти места прибыли казаки и разрушили поселение. Его стали называть Старым острогом (селом Староострожным) с 1848 года». А вот Рувики пишет просто «Возник до 1848 года как село Староострожное». Просто возник.
С 1897 по 1923 год посёлок назывался «Завойко» — в честь камчатского губернатора В. С. Завойко, в 1923 году был переименован в честь погибшего командира партизанского отряда Георгия Матвеевича Елизова.
Жителям Елизово повезло – город находится на равнине и окружен сопками, поэтому передвигаться там, по сравнению с Петропавловском-Камчатском, гораздо легче.

Дома, конечно, есть тоже старенькие, но какое-то ощущение просторности:

Городок нам показался очень аккуратным:


И, наконец, вылетаем домой:

Итак, резюмируем:
Поездка удалась: мы получили действительно огромные впечатления, удовольствие и многое узнали о далекой от нас земле.
Этот маршрут можно смело рекомендовать пожилым людям; естественно, нужно соблюдать умеренность, тщательно выбирать себе гидов, а при самостоятельном передвижении по городу придется пользоваться городским транспортом (по отзывам он работает вполне нормально) и детально планировать маршруты.
Необходимо учитывать трудности перелета со смещением часовых поясов для пожилых людей и закладывать период адаптации в свои планы.
Камчатку лучше посещать в сентябре (но это мое личное мнение), в хорошую погоду (но это непредсказуемо) – тогда и комфортнее, и фотографии лучше.
Та длительность нахождения на Камчатке, которую мы запланировали: четыре дня и три ночи, мала. Нам не хватило одного дня для прогулки по городу и посещения музеев, рыбного рынка и других интересных мест.
Если есть желание узнать еще что-то интересное по истории края, рекомендую зайти на сайт краеведа Александра Пирагиса www.piragis.ru
А почитать о современных проблемах можно в статье Григория Ревзина в журнале «Коммерсантъ Weekend» №8 от 15.03.2024.
Мы выражаем благодарность хозяевам гостевого дома «АмКам» Татьяне и Андрею за теплый прием, интересные рассказы о Камчатке и профессионально проведенную экскурсию по городу и его окрестностям.
В этом и в любом другом блоге мы рассказываем о товарах и услугах, с которыми нам пришлось столкнуться, только в справочно-информационных целях и выражаем свое личное мнение, что не может расцениваться как реклама