Село Великое, фото: Валерий Орлов, starput.ru

Село Великое Гаврилов-Ямского района Ярославской области часто называют «городом, который не случился». Оно интересно ансамблем церкви Рождества Богородицы, который часто называют «Великосельским кремлём», старинными особняками, и, по нашему мнению, отличается оптимизмом своих жителей.

Село Великое – наша четвертая точка по маршруту «Северного луча»; мы в него приехали из села Годеново Ростовского района Ярославской области.

На въезде мы были немного огорошены видом развалин церкви:

Село Великое Тихвинская церковь, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое Тихвинская церковь, фото: Валерий Орлов, starput.ru

Это Тихвинская церковь. В XVIII веке на этом месте было старообрядческое кладбище с церковью. В 1853 году была эпидемия холеры, сельчане обвинили в этом старообрядцев, церковь разгромили. В дальнейшем ее восстановили и освятили в честь Тихвинской Божией Матери. В 1941 году церковь закрыли и с тех пор она разрушается под охраной как местный (муниципальный) памятник.

Но, как оказалось, не все так плохо в селе этом.

Село Великое— одно из старейших в Ярославской области. Летописные упоминания о селе связаны со сражениями: вблизи него в 1392 году состоялась сражение русских воинов с отрядами монголо-татар, а в 1435 году – сражение войск великого князя Московского Василия Тёмного с Галицким князем Василием Косым на берегах реки Которосли между сёлами Великим и Козьмодемьянским. Вторая дата считается годом возникновения села Великое:

С XVI века являлось вотчинным селом, в нем развились льноводство и ткачество. В начале XVIII века Пётр I пожаловал Великосельскую вотчину, в которую входили сёла Великое и Плещеево и еще 25 деревень князю Аниките Репнину. Потом село было продано Ивану Матвееву и в конце концов в 1759 году Савве Собакину, который построил в селе льнопрядильную-ткацкую фабрику. При сухом прядении льна возникала большая запылённость воздуха, которая привела к распространению туберкулеза среди работниц. Жители села обратились с жалобой к генерал-губернатору Ярославского наместничества Алексею Мельгунову с просьбой о закрытии фабрики, что и было сделано, но позже Собакин все-таки построил льняную мануфактуру, но в соседнем селе Гаврилов Ям.

После отмены крепостного права в селе еще больше развилось ткацкое производство, и к концу XIX века село вошло в число 100 крупнейших промышленных центров России.

Главной достопримечательностью села Великое является Великосельский кремль – так условно называют архитектурный ансамбль, состоящий из церкви Рождества Богородицы, церкви Покрова Богородицы и расположенной между ними колокольни. Кремль эффектно смотрится с другой стороны Чёрного пруда:

Село Великое, Великосельский кремль, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое, Великосельский кремль, фото: Валерий Орлов, starput.ru

Чёрный пруд признан памятником природы. Пишут, что его название произошло от цвета воды, так как в пруд шли отходы кузнечного производства на его берегу. Около 100 лет назад пруд был очищен. Сейчас он очень живописен:

Село Великое, Чёрный пруд, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое, Чёрный пруд, фото: Валерий Орлов, starput.ru

Центром села является Торговая площадь, примыкающая к кремлю:

Село Великое, Торговая площадь, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое, Торговая площадь, фото: Валерий Орлов, starput.ru

На фото слева — церковь Рождества Богородицы. Она построена в 1712 году честь победы русского оружия в Полтавской битве владельцем села известным военачальником Аникитой Репниным. Это первый в России храм-памятник в честь Полтавской победы. Далее правее – 56-метровая колокольня, возведенная в 1761 году на месте старой, разрушившейся из-за ошибок при строительстве. На втором ярусе находится маленькое оконце с фигурным наличником, за которым закрепилось название «окно в Европу». Так выглядел ансамбль церквей в конце XIX века:

Село Великое, церковь Рождества Богородицы с колокольней, фото pastvu.com/1737789
Село Великое, церковь Рождества Богородицы с колокольней, фото pastvu.com/1737789

Напротив церкви находились торговые ряды, где с 1844 года ежегодно проводились ярмарки-выставки изделий из льна, сельхозорудий и продукции сельского хозяйства; на фото слева виден Черный пруд (фото pastvu.com/1737790):

Село Великое, ярмарка в торговых рядах фото pastvu.com/1737790
Село Великое, ярмарка в торговых рядах фото pastvu.com/1737790

С 1930-х годов храм Рождества Богородицы был закрыт и использовался как склад. Фото 1970-х годов (фото pastvu.com/1740259):

Село Великое, церковь Рождества Богородицы в 1970-е годы, фото pastvu.com/1740259
Село Великое, церковь Рождества Богородицы в 1970-е годы, фото pastvu.com/1740259

Из внутреннего убранства храма сохранились только росписи стен и потолка, иконостас и иконы утрачены. Фото: оставшиеся росписи и устройство потолков в церкви Рождества Богородицы (автор Lucy eramova, wikimedia.org):

Село Великое. Росписи и устройство потолков в церкви Рождества Богородицы (автор Lucy eramova, wikimedia.org)
Село Великое. Росписи и устройство потолков в церкви Рождества Богородицы (автор Lucy eramova, wikimedia.org)

Сейчас церковь Рождества Богородицы действующая, но ее ремонт требует существенных вложений:

Село Великое, церковь Рождества Богородицы, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое, церковь Рождества Богородицы, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое, церковь Рождества Богородицы, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое, церковь Рождества Богородицы, фото: Валерий Орлов, starput.ru

Правее колокольни расположена церковь в честь Покрова Богородицы. Ее построил в 1747 году Петр Репнин, внук Аникиты Репнина; на фото ее западный фасад виден справа:

Село Великое, колокольня и Покровская церковь, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое, колокольня и Покровская церковь, фото: Валерий Орлов, starput.ru

На следующем фото вид восточного фасада Покровской церкви:

Село Великое, Покровская церковь, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое, Покровская церковь, фото: Валерий Орлов, starput.ru

Великосельский кремль объединяла церковная ограда, внутри которой до начала XIX века находилось приходское кладбище. Сейчас от ограды остались три часовни, некогда обозначавшие углы кладбища:

Село Великое, часовня, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое, часовня, фото: Валерий Орлов, starput.ru

Также остались торговые ряды классического стиля, построенные возле церкви в 1820-х годах (на фото слева) и часовня в честь Архистратига Михаила (на фото справа):

Село Великое, торговые ряды и часовня в честь Архистратига Михаила, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое, торговые ряды и часовня в честь Архистратига Михаила, фото: Валерий Орлов, starput.ru

В торговых рядах сейчас располагается помещение, в котором проводятся различные мастер-классы для детей.

Напротив находится Рождественский сквер, в котором сельчане любят отдыхать:

Село Великое, Рождественский сквер, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое, Рождественский сквер, фото: Валерий Орлов, starput.ru

К скверу примыкает Мемориал Великой Отечественной войны с памятником землякам, погибшим в 1941-1945 годы:

Село Великое, Мемориал Великой Отечественной войны с памятником землякам, погибшим в 1941-1945 годы, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое, Мемориал Великой Отечественной войны с памятником землякам, погибшим в 1941-1945 годы, фото: Валерий Орлов, starput.ru

В селе Великое сохранилось много старинных каменных домов. Это объясняется тем, что раньше частые пожары уничтожали деревянную застройку, а жители к тому периоду стали достаточно состоятельными для возведения каменных домов на месте сгоревших. Это способствовало и то обстоятельство, что по приказу владельца села Репнина были построены кирпичные заводы.

Интересно, что в доме зажиточных крестьян Бутиковых (ул.Труфанова, 13), которые владели кожевенным производством, при перестройке нашли клад золотых монет – единственный в Ярославской области:

Село Великое, дом Бутиковых
Село Великое, дом Бутиковых

Сейчас здесь находится Великосельский краеведческий музей. В нем также проводятся уроки истории, обществознания и краеведения для школьников, устраивают конференции, встречи с интересными людьми.

На улице Ярославской, 19 находится дом, в котором, по преданию, в 1702-1705 годах шесть раз останавливался Петр I, проезжая через село:

Село Великое, дом, в котором, по преданию, в 1702-1705 годах останавливался Петр I, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое, дом, в котором, по преданию, в 1702-1705 годах останавливался Петр I, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое, табличка на доме, в котором останавливался Петр I, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое, табличка на доме, в котором, по преданию, останавливался Петр I, фото: Валерий Орлов, starput.ru

К сожалению, этот факт документального подтверждения не находит. В этот период Петр I только один раз двигался из Ростова в Вологду через Ярославль, но водным путем.

Красивое здание почты (Ярославская ул., 9):

Село Великое, здание почты, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое, здание почты, фото: Валерий Орлов, starput.ru

Отметим скособоченные столбы, как и во многих малых старинных городах и селах, — вероятно, это признак древности.

Вывеску «Почта-банк» на соседнем здании комментировать не буду.

Рядом (Ярославская ул., 14) усадьба купца Локалова Александра Алексеевича:

Село Великое, усадьба купца Локалова, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое, усадьба купца Локалова, фото: Валерий Орлов, starput.ru

Здание построено в 1890 году по проекту архитектора Шехтеля в русском стиле в виде терема. После революции здание национализировано, в нем располагались различные учреждения, а с 1942 году — Великосельский детский дом. Фото здания в 1970-е годы (pastvu.com/1046205):

Село Великое, усадьба купца Локаловав 1970-е годы (pastvu.com/1046205)
Село Великое, усадьба купца Локаловав 1970-е годы (pastvu.com/1046205)

В доме есть уникальное помещение — комната-грот в виде соляной пещеры, стены которой сделаны из льняного волокна. Пишут, что в здании теоретически проводятся экскурсии, но никаких свидетельств тому нет.

Локаловы произошли из крепостных крестьян, известный основатель династии Локалов Алексей Васильевич в 1850-х годах был поставщиком льна на мануфактуру в Егорьевске и на экспорт через Архангельск. В дальнейшем построил в соседнем селе Гаврилов Ям (теперь это город) льнопрядильню. На свои средства построил женское и мужское училища. Памятник Алексею Васильевичу Локалову в 2023 году установлен в соседнем городе Гаврилов Ям.

Дело и традиции благотворительности Алексея Васильевича Локалова продолжил его сын Александр Алексеевич. С 1878 года он стал отчислять 2 % прибыли на стимулирование работников, содержал богадельню и ежегодно выделял пособие для беднейших семей села. По его указанию было создано благотворительное общество, при котором был построен приют для детей-сирот и школа с ремесленным обучением. В 1891 году Александр Алексеевич Локалов скончался; на его могиле на кладбище Великосельского кремля ему был установлен памятник. В 70-х годах XX века памятник был уничтожен и воссоздан в 2000-е годы:

Село Великое, памятник Александр уАлексеевич Локалову, фото: Валерий Орлов, starput.ru
Село Великое, памятник Александр уАлексеевич Локалову, фото: Валерий Орлов, starput.ru

Село Великое производило положительное впечатление на современников. Николай Некрасов неоднократно бывал на базарах и ярмарках села Великое, и это дало толчок к оформлению замысла поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Русский писатель Сергей Аксаков после посещения села писал: «Это село… подлинно Великое Село… Оно знаменито производством холстов и полотен. Действительно, великосельские полотна считаются лучшими, и Государь приказал покупать для себя эти полотна… Это село с одной стороны производит приятное впечатление своим богатством и бодрою, умной деятельностью, с другой стороны поражает Вас неприятно отсутствием всякого сельского характера и фабричным нарядом крестьян…», то есть выглядело как город.

Село Великое действительно великое, и оно могло бы стать городом, о чем его жители в XVIII веке просили генерал-губернатора Ярославского наместничества Мельгунова, но была юридическая заковыка: оно находилось в частной собственности. Поэтому село Великое часто называют «городом, который не случился».

Сейчас в селе проживает около 2 тысяч человек, оно живое и ухоженное и действительно выглядит как небольшой город, хотя его экономика основана только на туризме. Мы поговорили с его обитателями – они любят свое село и оптимистично смотрят на его будущее. Много молодежи, детей, работают различные кружки, мастер-классы.

Село Великое тесно связано с соседним городом Гаврилов-Ям, в который мы сейчас и направляемся (8 км).

На этой и любой другой странице нашего сайта мы рассказываем о товарах и услугах, с которыми нам пришлось столкнуться, только в справочно-информационных целях и выражаем свое личное мнение, что не может расцениваться как реклама.