Павловский Посад, Свято-Введенский монастырь, Владимир, Церковь Покрова на Нерли, Суздаль, Шуя, Палех, Иваново, Кибергино, Гаврилов Посад, Юрьев-Польский, Александров, Киржач
Весной 2023 года мы решили на машине проехать по малым городам Центральной России, на этот раз на восток от Москвы. Вот такой получился маршрут:
- Павловский Посад
- Свято-Введенский монастырь
- Владимир
- Церковь Покрова на Нерли
- Суздаль
- Шуя
- Палех
- Иваново
- Кибергино
- Гаврилов Посад
- Юрьев-Польский
- Александров
- Киржач

Итак, мы выехали из Москвы 17 мая 2023 года, и первая наша точка —
Павловский Посад

Этот небольшой городок у впадения речки Вохонки в Клязьму оказывается немногим моложе Москвы – о нем впервые упоминается в 1339 году в грамоте Ивана Калиты как село Павлово или Вохна, но был известен, по крайней мере в советское время, своими платками и шалями. В 1844 году по указу царя Николая I из села Вохна и соседних вокруг него деревень был образован посад под общим названием Павловский. Поэтому город получился разлапистым, и его длина более 9 км при численности населения в то время около 3 тыс. человек (в 2023 году около 65 тыс. человек).
Сейчас в Павловском Посаде числятся несколько производственных предприятий, многие из них скорее мертвы, чем живы. Не выдержала потрясений Павлово-Покровская хлопчатобумажная фабрика, основанная в 1881 году эльзасскими производителями хлопка; тогда она насчитывала 4 тыс. человек и была крупнейшей в городе. От нее остались остовы цехов:

В 1795 году на базе кустарного текстильного производства крестьянином села Павлово Лабзиным была основана шелковая фабрика. Предприятие развивалось, неоднократно трансформировалось. Сейчас это — «Павловопосадская платочная мануфактура», которая из крутого пике 1990-х годов была выведена усилиями энергичных людей. В настоящее время фабрика производит до 150 тыс. платков в месяц. Много платков заказывают государственные и муниципальные управленческие структуры – на подарки. Павловопосадские платки также всегда были одним из узнаваемых патриотических символов.
Поэтому в Павловском Посаде мы сначала направились в Музей истории русского платка и шали (Б.Покровская, 37). Здесь представлена широкая экспозиция истории платочной мануфактуры. Вот, например, платок – Наставление Русской армии начала XX века:

Платок к XX годовщине революции:

Традиционные платки:

Мы также посетили Историко-художественный музей (Большая Покровская ул., 38). В нем экспозиция, рассказывающая о быте горожан:

Также коллекция платков:

Недавно этот музей принял фонды упраздненного Музея пожарного дела с его экспозицией:

Переезжаем реку Клязьму и осматриваем Храм Вознесения Господня (Кооперативный пер., 2), возведенный в нововизантийском стиле в 1908 году:

Колокольня храма – в традиционно русском стиле:

В советское время храм не закрывался, однако некоторые его священники были репрессированы.
Свято-Введенский монастырь
Далее мы едем в находящуюся на нашем пути Покровскую Введенскую Островную пустынь — Свято-Введенский женский монастырь, который расположен на острове посреди Введенского озера недалеко от города Покров Владимирской области. Монастырь основан в самом конце XVII века, на острове была поставлена деревянная часовня и келья, затем монастырь строился, развивался; в его долгой истории были свои взлеты и падения – это можно прочитать в интернете.
В 1918 году Свято-Введенский монастырь был закрыт. В 1932 году в бывшем монастыре организовали женскую колонию – власти правильно понимали, что с острова убежать будет трудно. В начале 90-х монастырь был возвращен церкви. Сейчас Свято-Введенский монастырь приведен в порядок, живописен:

К нему ведет изящный мост:

Свято-Введенский монастырь привлекает не только верующих и туристов, но и художников:

В монастыре расположена Никольская церковь, в которой были обнаружены старинные росписи, а также Введенский собор, реставрация которого скоро закончится:

На территории монастыря действует швейная мастерская, обеспечивающая насельниц и монастырское духовенство облачениями.
Владимир
От Свято-Введенского монастыря мы едем сразу во Владимир. Это город с богатой историей, и мы посвящаем ему отдельный рассказ. После прочтения вы можете вернуться на это же место.
Рядом с Владимиром есть одно удивительное место, которое нельзя не посетить:
Церковь Покрова на Нерли в Боголюбово
Важно понять почему эта церковь появилась в то время и в том месте.
Этот храм был возведен в период расцвета Владимиро-Суздальского княжества при Андрее Боголюбском, который в 1158 году создал Боголюбово — свою резиденцию в 10 км от исторического центра Владимира, на Клязьме. Это был укрепленный город с периметром укреплений около 3 км, то есть немногим меньше Киева тех лет; он на непродолжительное время стал фактической столицей княжества. В городе был основан Боголюбский монастырь, естественно, рядом должна быть парадная княжеская церковь. Место для нее было выбрано на заливном лугу у впадения реки Нерль в Клязьму, на стрелке, и для этого был даже отсыплен холм. Дело в том, что в то время Клязьма служила важной транспортной артерией, и с реки открывался поистине державный вид на храм, Боголюбский монастырь и на Владимир. С тех пор Нерль и Клязьма отошли от своих прежних русел, образовав старицы.
К сожалению, коптера у нас не было, могу лишь проиллюстрировать этот вид панорамой Яндекса:

Храм был построен в 1157 или 1165 году. Андрей Боголюбский почитал Богородицу и назвал храм в честь праздника Покрова Божией Матери.
К Церкви Покрова на Нерли добраться можно только от железнодорожной станции Боголюбово. Для туристов там все обустроено: есть стоянка для автомашин, точки общепита, туалет, переход через ж-д пути снабжен лифтом. Дальше нужно идти пешком около полутора километров по замощенной дорожке. Этот путь среди лугов и постепенно открывающийся вид на храм вызывает реальный трепет, какую-то духовную медитацию и нереальную легкость… Мы медленно шли по жаре, и на ум приходили библейские мотивы.

Архитектура храма изыскано строга; стены вертикальны, но благодаря выбранным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, что визуально увеличивает высоту храма:

Фотографы часто любят делать фото храма с противоположной стороны озера Пойменного; мы тоже воспользовались этой точкой:

Или вот так:

Известный живописец и художник-реставратор Игорь Грабарь писал: «Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства».
В начале пешего пути к храму стоит плакат, где, в том числе, сказано: «Увидевший эту белокаменную поэму древних времен, уже не может сказать, что в его жизни не было счастливых минут». И это правда.
Суздаль
Нельзя пропустить Суздаль – город, который всегда считался одним из фаворитов Золотого кольца России.
Как город Суздаль известен с 1024 года, когда в летописях говорится о восстании волхвов; однако упоминания о поселении на этом месте начинаются с 884 года. По поводу происхождения его названия ученые сражаются до сих пор. С X века существовал деревянный Суздальский Кремль. Первый храм в Суздале появился в XI веке, и с тех пор их число множилось; историки насчитали около 70 церквей, для небольшого городка в 3-5 тыс. жителей это очень много. Почему так произошло?
В начале XII века (при князе Юрии Долгоруком) Суздаль стал центром Ростово-Суздальского княжества – до 1157 года, когда князь Андрей Боголюбский перенёс столицу во Владимир. Как и все русские города, Суздаль периодически разоряли и враги, и конкуренты. В XVII веке начался новый экономический подъём, связанный с расцветом ремесленного производства, но в первую очередь с коробейной торговлей; в те годы Стромынский тракт соединил Суздаль с Владимиром и Москвой.
Некоторые исследователи делают предположение, что в Суздале церкви строили не только князья, но и зажиточные посадские и купеческие горожане – свои «домашние» храмы.
Однако уже в XIX веке Суздаль стал глухим провинциальным городом. Это имело свои положительные стороны: были сохранены старинные постройки и церкви от тотальных разрушений, но все же в советское время более 15 храмов было ликвидировано, в оставшихся церквях и монастырях устроили, как обычно, склады, тюрьмы и фильтрационные лагеря.
В 1967 году был принят генеральный план развития Суздаля, согласно которому он стал городом-музеем. Из города вывели исправительные учреждения. Сейчас в Суздале менее 10 тыс. жителей.
Мы приехали в Суздаль и начали свою экскурсия с осмотра центральной части города. На ул.Ленина, 55а расположена изящная и лаконичная Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенная в 1720 году и ныне действующая:

Двигаемся на Торговую площадь. На ней находится действующая Воскресенская церковь или Церковь Воскресения на торгу, построенная также в 1720 году. Ее колокольня заметно отличается от традиционных суздальских:

А также Гостиный двор, построенный в 1811 году:

За Гостиным двором опять-таки видны церкви: слева — Пятницкая (1772 года) и справа — Входо-Иерусалимская (1707):

Заходим в Суздальский Кремль. Он существует с X века. Крепостные стены и оборонительный вал сохранились частично. В ансамбль кремля входят три церкви: Рождественский собор, Архиерейские палаты и Никольская церковь.
На фото: справа — Архиерейские палаты, где сейчас располагается Исторический музей Суздаля, слева – Церковь рождество Пресвятой Богородицы:

Богородице-Рождественский собор построен в 1225 году на месте старого собора времен Владимира Мономаха, являлся главным храмом Суздаля:

В результате пожара 1445 года после нападения татар верхняя часть собора обрушилась и была перестроена в XVI веке. Собор действующий, в нем находятся княжеские захоронения. Вход в собор платный.
Двигаемся к центру. На улице А.Лебедева расположена симпатичная отремонтированная Пожарная каланча с действющей пожарной частью:

Рядом сохранен старинный домик, памятник архитектуры XVIII-XIX веков, в котором располагается Центр народного творчества:

Есть ухоженные дома, например, как этот:

Но в целом городок показался нам не совсем опрятным.
В центре стоят пролетки извозчиков, которые подбегают и хватают за лацканы:

Вообще город производит не особенно благоприятное впечатление, все заточено, чтобы побольше снять денег с туристов, люди испорчены незаслуженной ими славой города.
Переночевав в Коврове в гостинице Palm Hotel (в целом неплохо), приехали в Шую.
Шуя
Шуя – тоже старинный город (с 1539 года) Ивановской области. Шуя лежит на левом берегу реки Тезы, поэтому историки полагают название города произошло от старославянского слова «шуйца», то есть «левая рука», а уже потом появился род Шуйских из этих мест. С 1387 по 1448 год Шуя была столицей Шуйского княжества (много тогда княжеств было). Любопытные сведения: Иван Грозный посетил Шую в 1549 году, город ему понравился, и в 1565 году он объявил его своей собственностью. Раньше было проще, сейчас нужно еще что-то обосновывать. Как и все города, Шуя страдала от набегов, эпидемий и пожаров.
К XIX веку в Шуе развились производства перерабатывающей промышленности на шуйских предприятиях работало почти 11 тыс. человек – более половины населения, это очень высокий уровень занятости.
К 1917 году в Шуе было 20 церквей. В 1922 года жители Шуи вышли на демонстрацию против изъятия церковных ценностей из Воскресенского собора. Власти подавили протесты, убив пять человек. Ленин сразу же направил секретное письмо шуйским властям с требованием применять арест и расстрел по отношению к духовенству назвав эти события как одно из проявлений общего плана сопротивления декрету Советской власти со стороны «влиятельнейшей группы черносотенного духовенства». Во исполнении письма были расстреляны еще два служителя церкви и один житель города. В 2007 году на площади возле собора был установлен Памятник священнослужителям и мирянам, убитым в 1922 году:

За памятником мы видим 106-метровую колокольню Воскресенского Кафедрального собора, она является самым высоким зданием на территории Ивановской области. На площади Революции расположен Храм в честь Пророка Илии построенный в 1881 году на средства наследников фабриканта Кокушкина:

В 1924 году власти церковь закрыли и разместили в ней кинотеатр «Безбожник», потом бассейн. В 2009 году была возвращена церкви. Вообще Шуя выглядит очень опрятным городом. Власти привели в порядок центральные улицы и стариные строения на них. Вот, например, улица Малахия Белова:

Рядом находятся уникальные Шуйские весы («важня»), которые были построены в 1820 году:

Ранее на весах взвешивали возы с товаром. На куполе можно видеть флагшток, окрашенный как верстовой столб. Это был «нулевой километр» для Шуи.
Еще достопримечательность, которую нужно увидеть обязательно – это железнодорожный вокзал постройки 1896 года:

Силами РЖД в 2020 году вокзал был отреставрирован, при этом какие-то элементы восстановлены, но утраченные вышка-башенка с часами и шпилем и слуховые окна были воссозданы по сохранившимся документам.
В Шуе находится Магазин-музей «Казенный винный склад №3» (Завокзальная ул., 17) а ныне – завод «Шуйская водка»:

В Музее организована прекрасная экспозиция, расказывающая о всех этапах истории предприятия:

Предприятие построено в 1899 году, и оно было исключительно прибыльным для казны.

В 1914 году в связи с начавшейся Первой мировой войной было запрещено производство и продажи всех видов алкогольной продукции на всей территории России (правда, не совсем). Император Николай II был убеждён, что пьянство — порок, разъединяющий русский народ. И хотя появились многочисленные способы обхода закона, среднее потребление алкоголя на 1 человека снизилось более чем в десять раз. И только в 1960-х годах достигло уровня 1913 года.
В 1925 году водочная монополия была восстановлена и завод начал работать. Он имел торговые точки в 44 населенных пунктах, кроме того, водку можно было покупать на заводе ведрами. С 1936 года началось производство ликеров, настоек и наливок.

Мы попробовали продукцию предприятия – она выше всяких похвал!
Но в Шуе можно и вкусно поесть! Мы зашли в пекарню «Каравайка» (ул.Вокзальная, 7), и нас угостили вкуснейшей и недорогой выпечкой; с удовольствием можем рекомендовать! К сожалению, сам пекарню не сфотографировал, это фото из Яндекс-панорамы:

Палех
Следующий пункт нашей программы в 30 км от Шуи – Палех. Это не6ольшое российское село, возникшее около IX века. В XIV-XV веках являлось центром удельного Палецкого княжества.
Мы сразу посетили Государственный музей палехского искусства Палеха.
Интересна история возникновения палехской миниатюры. В XI-XV веках активно развивалось строительство церквей, возросла потребность в их росписи и украшении иконами. В России к XV веку сложились различные школы иконописи: ростово-суздальская школа, новгородская и другие. Новгородские, Владимирские земли испытывали периодические набеги вражеских войск, поэтому жители этих городов, в первую очередь иконописцы, искали убежища в труднодоступных местах, и Палех был одним из таких мест – здесь практически непроходимые леса. Такое сочетание факторов привело к развитию иконописного ремесла в Палехе, причем палехский стиль сложился под влиянием всех остальных иконописных школ.

Икона «Распятие с предстоящими»
Палехские мастера занимались также монументальной живописью, расписывая церкви в других городах, в том числе в Москве.
В советское время художники были вынуждены искать новые формы творчества и материалы, создавая расписные шкатулки и миниатюры из папье-маше.

Лаковая миниатюра Кукулиева Б.Н. и Кукулиевой К.В. «Празднование русской зимы в Палехе», 1975 год
Для некоторых работ художников Палеха характерна смесь советских символов с былинной фантазией:

Панно «Встреча челюскинцев», Ватагин А.И., 1935 год
Одним из родоначальников новых стилей являлся Иван Голиков. В 1933 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, установлен памятник и открыт дом-музей:

Мы считаем своим долгом отметить доброжелательность и внимание сотрудников Государственного музея палехского искусства к посетителям.
В магазине музея можно приобрести работы палехских художников, но они не особенно дешевы:

В 1774 году в Палехе на средства его жителей и окрестных деревень был возведен Крестовоздвиженский кафедральный собор в нарышкинском стиле; его роспись выполнена местными художниками.

В советское время храм был закрыт, затем превращён в музей. Его последний настоятель был арестован и расстрелян. В 1993 году храм был возвращен церкви и отремонтирован. У сотрудницы музея мы поинтересовались выбором необычного сиреневого цвета, она ответила: «Покрасили тем, что было».
На протяжении почти двух веков в Палехе около этого храма проходила Крестовоздвиженская ярмарка, получила название от большого праздника — Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который православные отмечают 27 сентября. В советское время она была забыта, но возродилась с 2004 года.
Мы возвращаемся в Шую, но по дороге, в селе Афанасьевское, заметили величественную, но заброшенную колокольню церкви Воскресения Господнего, возведенную в 1895 году:

Обращает на себя внимание искусная кладка колокольни:

Следующий пункт нашего путешествия –
Иваново
Село Иваново (Ивановское) существует с XV века. После раскола Русской Православной старообрядцы, которые подвергались гонениям, переселялись в отдаленные места, и это село в ХVII веке стало одним из центров старообрядчества. Ивановские старообрядцы занимались кустарным текстильным производством, торговали холстом, крашениной и набойками. Бояре Шереметевы, владельцы села Иваново, одобряли деятельность оборотистых крестьян и получали от них свою выгоду. В 1742 году была открыта первая полотняная мануфактура, на которой трудились сотни ткачей, позднее появилось производство ситца.
В XIX века рядом с селом Иваново сформировалось несколько текстильных слобод, которые в 1853 году были объединены в Вознесенский посад. Название «Вознесенский» было присвоено по церкви Вознесения Господня.
Вот эта Церковь Вознесения Господня, она построена в 1851 году и разрушена в 1929 году (фото из интернета):

В 1871 году «Государь Император Высочайше соизволил: Село Иваново и Вознесенский посад, Владимирской губернии, переименовать в безуездный город, с наименованием оного «Иваново-Вознесенск».
После Указа 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» старообрядцы получили равные права с православными и в 1907 году из молитвенного дома старообрядцев была построена церковь иконы Казанской Божьей Матери, святителя Николая и Святой Троицы. На следующий год была официально учреждена Казанская старообрядческая община. На фото: Церковь Казанской иконы Божией Матери (Шереметевский просп., 41), 1910 год:

В начале XX века Иваново-Вознесенск был одним из самых динамично растущих городов, и это была одной из причин почему здесь в 1905 году возникло мощное революционное движение, в частности, появился первый в России общегородской совет. В 1932 году Иваново-Вознесенск был переименован в Иваново: как полагают, это было сделано, чтобы название города не напоминало о православном празднике Вознесения.
Знакомство с городом мы начали с осмотра Церкви Успения Пресвятой Богородицы в Ивановском Успенском монастыре (ул. Смирнова, 76).
История его следующая: в Иваново с начала XVIII века находился Успенский погост. В 1843 году была построена каменная Успенская церковь, в XIX веке к храму пристроили трапезное помещение и соединили его со зданием колокольни. В начале 1920-х годов было проведено изъятие церковных ценностей, затем договор аренды с православной общиной не продлили, а церковь передали местному отделению обновленцев, так называемой «Живой церкви».
Поясним, что «обновленчество» или «Живая церковь» — это инициированное властью раскольническое движение в Русской православной церкви в 1922—1940-е годы с целью перехватить на себя управление церквью. С 1943 года, в условиях поиска новых патриотических аргументов, это движение начали сворачивать, и оно практически полностью ликвидировалось в 1950-е годы.
В 1933 году Успенскую церковь закрыли и передали Меланжевому комбинату. На месте кладбища устроили танцплощадку, читальный зал и кинотеатр, а надгробные плиты использовали для дорожных бордюров.
В 1992 году храм был возвращен церкви, а в 1998 году был открыт мужской монастырь. Сейчас в нем находится Иваново-Вознесенское епархиальное управление, поэтому монастырь выглядит как пасхальная открытка:

Следующая точка — Церковь Преображения Господня (ул.Колотилова, 44) построена в 1892 году. С 1931 года храм использовался одновременно двумя православными общинами — традиционной и обновленческой, что приводило к конфликтам. В 1940 году церковь закрыли, внутреннее убранство уничтожили. Через два года, в условиях военного времени, верующие стали добиваться регистрации православной общины, и с 1944 года в церкви возобновились богослужения. После создания Иваново-Шуйской, затем Иваново-Кинешемской епархии Преображенская церковь стала кафедральным собором. Церковь по-настоящему красива и нарядна:

Мы прошлись по центру города, здесь, по крайней мере, чисто и опрятно:



Можно увидеть старинные дома, но уже адаптированные к современным реалиям:

Мог бы посоветовать вам посетить Ивановский государственный историко-краеведческий музей
имени Д.Г. Бурылина, но в нем давно проводятся реставрационные работы, и посетителей он не принимает.
Переночевали мы в гостевом доме «Лаванда хаус» — тихо и комфортно, и двинулись по направлению к Гаврилову Посаду, посетив по дороге село Кибергино.
Кибергино
Село небольшое, проживают в нем меньше 300 человек. Расположено на высоком берегу реки Нерль. Появилось не раньше XVI века. По поводу странного названия есть несколько версий, но ясен день, просто это село основали киборги.
В селе находится Предтеченский мужской монастырь, первое упоминание о котором относится к 1512 году, упраздненный в 1764 году. На месте монастыря стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенная в 1765 году:

Храм закрывался в 1930-е годы и использовался, как складское помещение, возвращен церкви в 1990 году. В 2021 году перед храмом был установлен бюст Преподобномученице Великой княгине Елизавете Федоровне. Место было выбрано неслучайно: в этом храме находится единственный в Иваново-Вознесенской епархии придел в честь Преподобномученицы Елизаветы Федоровны.

Посмотрите, каким легким смотрится этот храм!
Едем дальше, к Гаврилову Посаду.
Гаврилов Посад
Это маленький городок, по сути село, с населением около 5 тыс. жителей известен с 1434 года. Статус города присвоен Екатериной II в 1789 году. С XVI века в селе находилась государева конюшня, сейчас на этом месте «Дворцовый конный завод», в составе которого Музейно-дегустационный комплекс «Дворцовый завод». Внутри нас встретили неприветливо, бар, видимо, расчитан на очень притязательных молодых людей, и нам было неприятно после такой встречи продолжать осмотр.
В историческом центре Гаврилова Посада, на территории Непашенной слободы, находится Ильинское подворье. Раньше здесь было несколько зданий: Ильинский храм с колокольней, храм Святого Николая, Приходской дом – памятник архитектуры XVII века. В 1936 году храмы были закрыты, церковные захоронения уничтожены. Сейчас остался только Ильинский храм, он восстановлен, службы начались в 1999 году. Его фасад украшают изразцы, о происхождении которых пока что ничего не известно. Колокольня будет восстанавливаться.

На территории подворья идут ремонтные работы; мы пообщались с батюшкой, он был оптимистично настроен несмотря на проблемы храма.
Сейчас наша цель – Юрьев-Польский
По дороге в этот город, в селе Юрково увидели разрушенную Церковь Архангела Михаила:

Эта внушительная каменная церковь построена на средства прихожан в начале XVII века в стиле барокко с классицизмом; в советское время закрыта и разрушена.
Юрьев-Польский
Небольшой городок Юрьев-Польский имеет древнюю историю. Он основан Юрием Долгоруким в 1152 году, отсюда и название «Юрьев», а «Польский» (город стоит на суздальском Ополье) прибавили, что отличать от других Юрьевых, которых было несколько на Руси. Была сооружена крепость, а в 1234 году — Георгиевский собор. Несколько раз город разорялся монголо-татарами и поляками. Через Юрьев-Польский, как и через многие соседние города, в XVII веке прошла Большая Стромынская дорога, после чего начался его экономический рост. В начале XX века в Юрьев-Польский было проведено электричество, появилась ткацкая промышленность. Сейчас город насчитывает около 18 тыс. жителей.
Юрьев-Польский входит в состав Золотого кольца России. В городе несколько памятников церковного зодчества.
Мы начали экскурсия по городу с осмотра Христорождественской церкви (пер. Авангардский, 4):

Ее построили в конце XVIII столетия. В 1937 году церковь закрыли, а колокольню разобрали. В храме обустроили типографию, позже ею владел молокозавод. Однако в 1974 году храм получил статус памятника архитектуры и началась реставрация, которая была завершена в 2006 году и начались богослужения. Церковь красива, ее формы поражают легкостью:

Протоиерей Соловьев Сергей рассказал нам историю храма, поделился проблемами. Обратил наше внимание на отверстия в стенах разной глубины для улучшения акустики при богослужениях:

Далее мы переместились на территорию уже не сохранившегося Юрьев-Польского Кремля, где существует Михайло-Архангельский монастырь, в составе которого несколько храмов. Теперь это все является частью Историко-архитектурного и художественного Юрьев-Польского музея.
Монастырь основан в начале XIII века местным князем Святославом Всеволодовичем. Существующие храмы строились в XVII-XVIII веках. После установления советской власти монастырь был закрыт и разграблен. Все храмы требуют восстановления или ремонта. Они хорошо видны на плане монастыря (yandex.ru/maps):

Начнем с главного храма монастыря – действующего собора Михаила Архангела, построенного в 1809 году. В нем находится рака с мощами первого удельного князя города Юрьева Святослава Всеволодовича.

Рядом расположена шатровая колокольня 1683 года:

На территории монастыря находится Георгиевская церковь 1718 года. Она интересна тем, что рублена только топором, без применения других инструментов и без гвоздей. Барабан и глава напоминают еловую шишку и покрыты лемехом или русской черепицей:

На фото внизу — трапезные палаты Знаменской церкви:

На первом этаже находятся поварня, хлебня, квасная и угольная печь. На втором — алтарь и трапезная палата.
В монастыре существуют также Святые врата и надвратная церковь Иоанна Богослова (1670 год), но они находятся на реставрации и окружены строительными лесами и брезентом. Можем лишь показать фото церкви из интернета за 1883 год:

У стен монастыря находится живописный пруд:

Рядом с монастырем расположен Троицкий собор, построенный в псевдорусском стиле на пожертвования в 1914 году. Здание было богато украшено и производило сильнейшее впечатление. В советское время храм был ограблен и закрыт. В 30-50-е годы в здании находилась электростанция и здание пострадало от постоянной вибрации. Метлахская плитка была разбита, перекрытия ликвидированы. Затем помещение собора использовали под склады. Сейчас собор передан церкви, но из-за аварийного состояния службы не проводятся:

Рядом стоит Георгиевский собор, сооруженный в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем, который выступал в качестве архитектора и руководил артелью строителей:

Это последний большой белокаменный храм, который успели возвести на Руси до татаро-монгольского нашествия.
На стенах собора имелись уникальные рельефы: изображения святых, а также животных, птиц и грифонов. Георгиевский собор является единственным древнерусским храмом с изображением слона (правда, мы его не обнаружили).

Значительно перестроен в 1471 году после обрушения части здания, при этом часть рельефов была утрачена или перепутана, в результате чего образовался «ребус» из белокаменных рельефов:

В 1923 году храм был закрыт для проведения ревстарационных работ. Собор признан особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. Является действующим.
Еще одна популярная достопримечательность Юрьев-Польского — храмовый комплекс из двух православных церквей: Покровской и Никитской (Покровская ул., 3).
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (на нижнем фото слева) была построена в 1769 году на месте сгоревшей деревянной церкви. На ней много резных украшений. В XIX веке церковь была известна еще и благодаря наличия в ней великолепного церковного хора мирян.
Церковь Великомученика Никиты (на нижнем фото справа) построена в стиле классицизма силами прихожан в 1796 году; она очень нарядна и красива. Благодаря высокому барабану внутри церкви очень светло и просторно.
В XIX веке была построена колокольня (на нижнем фото справа), которая и по сей день является главной доминантой города.

Теперь мы направляемся в Александров через город Кольчугино, в котором на улице Темкина увидели местную достопримечательность: бывшая водонапорная башню (по совместительству служила и телевышкой), в которой сейчас располагается досуговый центр:

Александров
На месте города Александров поселения известны с XIV века. Позднее появилось село Александровское (или посад) и Александровская слобода – по сути, древнерусская крепость. В ней московские князья останавливались во время поездок на богомолье в Троице-Сергиев монастырь и Переславль-Залесский. С XVI века здесь были загородные резиденции князя Василия III, затем царя Ивана Грозного.
В XVII веке был основан Свято-Успенский Александровский женский монастырь, в котором было построено несколько храмов. Монастырь полюбился Петру I: В 1689 году 17-летний Пётр с матерью и женой скрывался от возможных убийц, в 1698 году здесь заточил сводную сестру царевны Марфы Алексеевны, а в 1718 году – свою первую жену царицу Евдокию Фёдоровну.
В XX веке Александров превратился в промышленный город и в «столицу 101-го километра», где вынуждены были жить общественные деятели, ставшие жертвами репрессий.
В Александрове мы пройдемся по Свято-Успенскому женскому монастырю, который в настоящее время является действующим и делит территорию с Музеем-заповедником «Александровская слобода». Вот план монастыря:

Один из интереснейших храмов — Распятская церковь-колокольня (церковь-колокольня Распятия Христова). Ее высота – 65 метров:

Это старейшая шатровая колокольня Руси, ее возвели в 1571 году и потом многократно достраивали и перестраивали. Кроме большого помещения собственно церкви, здание имеет множество небольших комнат, в которых, по преданию, опричники Ивана Грозного пытали провинившихся. Впоследствии к колокольне пристроили звонницу, в которой был размещен 500-пудовый колокол. Этот колокол был вывезен из Великого Новгорода после так называемого Новгородского погрома. Относительно этой церкви существует легенда, что с ее верха успешно спланировал некий холоп Никита с крыльями из дерева и птичьих перьев. Но Иван Грозный все равно его казнил (не летай выше царя!)
Домовой храм Ивана Грозного – Успенская церковь, построенная между 1571 и 1577 годами. Здание асимметрично, так как в его состав входят также кельи:

Троицкий собор, построен в XVI веке, до конца XVII века назывался Покровским собором:

В то время он был расписан внутри и снаружи. В 1922 году властями из собора были вывезены ценности. С иконостаса смыли позолоту и разобрали. В 1946 году было позволено возобновить богослужения, и на многие годы Троицкий собор стал единственным действующим храмом в районе.
И, наконец, Покровская церковь — старейшая из сохранившихся каменных шатровых русских церквей:

Построена в 1681 году на базе небольшого домового Троицкого храма XVI века. В тот период в церкви служил распевщиком Фёдор Крестьянин, один из первых русских композиторов.
Я рекомендую еще почитать об Александрове две замечательные статьи в журнале Коммерсантъ:
«Славится он как резиденция русских царей»
«Иван Грозный сделал Александров фактически столицей Руси»
Возвращаясь в Москву, мы заехали в Киржач.
Киржач
Это небольшой городок, возникший как село в XIV веке, статус города Киржач получил в 1778 году. Киржач начал развиваться после проложения через него Стромынского тракта в XV веке. Жители города занимались шёлкоткачеством и столярно-плотничным делом и сбывали свою продукцию в ближайшие города. В начале XX века уже существовало 8 шёлкоткацких фабрик и фабрика медных и бронзовых изделий.
В Киржаче находится Благовещенский женский монастырь, основанный 1358 году Сергием Радонежским, в котором находятся: Благовещенский собор (XVI век), соединённый галереей со Спасской церковью (1656 год) и Храм преподобного Сергия Радонежского (XVI век).
На фото: Благовещенский собор – слева, Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня — справа:

Благовещенский собор сооружен в XVI веке, был богато украшен и расписан. В 1920-х годах передан музею, а после закрытия музея все его церковные экспонаты были расхищены. Позднее храм использовался под склад и производственные помещение. Реставрирован в 1960-х годах вместе с храмом Всемилостивого Спаса.
Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня или Спасская церковь (на верхнем фото справа) была построена на средства боярина Милославского в 1688 году у восточной стены Благовещенского собора, и под этой своей церковью он и захоронил своих родителей. В XIX веке церковь была расписана. В дальнейшем она в точности повторила судьбу Благовещенского собора. Почему такое название? В интернете пишут: «Происхождение (изнесение) честны́х древ Животворящего Креста Господня, также Всемилостивый Спас — православный праздник в первый день Успенского поста — 1 августа».
Третий храм — Церковь в честь и славу Всех Святых был построен в 1866 году на средства потомков старосты Благовещенского собора Соловьева.

Колокольня церкви отличается гармоничной красотой, и имела 9 колоколов, самый большой весил около 9 тонн. В советское время церковь закрыли, а священнослужители были репрессированы. В церкви открыли столовую, и какое-то время ее посетителям можно было любоваться росписями на библейские сюжеты. Затем в ней располагался хлебокомбинат. В 1990-е годы, когда все покупалось и продавалсь, руководство хлебокомбината предложило верующим монастыря выкупить здание церкви, на что, естественно, последовал отказ. Впоследствии здание было безвозмоздно передано монастырю.
Мы выполнили программу нашей четырехдневной поездки и взяли курс на Москву. Мы проехали 910 километров (потратив 70 литров бензина), посетили 13 городов, получили яркие впечатления.
За последние годы эта не первая наша поездка по центральной России.
В каждом городе можно прикоснуться к истории нашей страны, увидеть творения наших предков, представить и почувствовать их жизнь, узнать и понять первопричину деяний древних вождей. Все это воплощено в том числе в результатах их деятельности – объектах зодчества, достопримечательностях, которые можно увидеть в поездках по стране. И, если в Европе с незапамятных времен сохранились не только культовые сооружения, но и каменные общественные и жилые здания, то на Руси – в основном только церкви, все остальное строилось из недолговечного дерева. Но храмы на Руси строили всем миром, с усердием и любовью, на их постройку миряне жертвовали свои средства. Русские храмы в большинстве своем являлись шедеврами архитектурного и изобразительного искусства. Это были места не только поклонения, но и общения, получение духовного просветления и успокоения.
В советское время храмы разных религий были закрыты, разграблены, снесены, оставались лишь единицы. Советская власть боролась с историческим прошлым людей, мало что оставив после себя. В результате мы видим по большей части обезличенные и похожие друг на друга города. Да, сейчас храмы возвращены церкви и восстанавливаются усилиями энтузиастов, и опять-таки, на деньги мирян.
И вот мы путешествуем по городам и весям, и в этой поездке, и раньше, и какие мы можем увидеть достопримечательности? То, что необычно, то, что хотелось бы увидеть, удивиться и понять? В основном только церкви, разрушенные и восстановленные. Это то, что касается истории.
Понемногу начинают возникать современные культурные объекты, креативные места, общественные пространства. Беда в том, что у малых городов нет ни достаточных средств, ни соответствующих полномочий. Ну что ж, будем надеяться на лучшее.
Всем читателям нашего сайта мы желаем приятных путешествий, новых впечатлений, положительных эмоций.
В этом и в любом другом блоге мы рассказываем о товарах и услугах, с которыми нам пришлось столкнуться, только в справочно-информационных целях и выражаем свое личное мнение, что не может расцениваться как реклама.