Прочитав в детстве повесть И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада», великий художник Константин Алексеевич Коровин мечтал о путешествиях, ему хотелось отыскать свой мыс Доброй Надежды — место на земле, где люди живут в согласии, где нет злобы и зависти. Этот мыс – его дача в деревне Охотино Переславского района Ярославской области.
Музей «Дача Константина Коровина» (деревня Охотино, Центральная, 38) — следующая точка на нашем маршруте «Северный луч», и мы приближаемся к ней, двигаясь из Переславского дендрологического сада имени С. Ф. Харитонова (35 км).
История деревни Охотино изучена слабо, впервые она появилась на карте 1815 года. Сейчас в ней числятся 4 жителя, но она широко известна благодаря художнику Константину Алексеевичу Коровину. Мы особенно стремились в Охотино, прочитав его воспоминания, где он описывает встречи с интересными людьми и признается в любви к русской природе и к простому крестьянскому быту.
Коровин — одна из самых загадочных фигур серебряного века. Сейчас он известен мало, но его искусство всегда притягивало к себе современников. Он был живописцем, театральным декоратором, архитектором, художником прикладного искусства, писателем, педагогом. Коровин был талантлив и во всех этих направлениях добивался успеха.
Константин Коровин родился в 1861 году в Москве в старообрядческой семье. После смерти деда, семья разорилась и была вынуждена переселиться в подмосковное село Мытищи. Там Константин провел детство и полюбил деревенскую жизнь.
Он мечтал о путешествиях, пытался отыскать такое место на земле, где нет жестокости, зависти, и все живут в доброте и согласии. Он пишет в своих воспоминаниях: «Не может быть, чтобы там, за этим садом, где опускается солнце и делается такой прекрасный вечер, где клубятся розовые облака на прекрасном небе, там, где мыс Доброй Надежды, — нет, там не может быть, чтоб были злые люди. Мне хотелось совсем другое видеть: там где-то есть леса, таинственные долины… Там — мыс Доброй Надежды. И там, в лесу, стоит избушка — я бы ушел туда один жить, в избушке этой.
«Ты разве не видишь, — говорит мать отцу, — что он ищет мыс Доброй Надежды? Эх, — сказала она, — где мыс этот? Ты разве не видишь, что он, он всегда будет искать этот мыс. Это же нельзя. Он не понимает жизнь как есть, он все хочет идти туда, туда. Разве это можно?»
В 1875 году Константин Коровин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился сначала у Алексея Саврасова, а затем Василия Поленова. В училище Коровин познакомился с Исааком Левитаном, а затем с меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым, который способствовал работе Коровина в своей Русской частной опере, а также в Императорских театрах Санкт-Петербурга и Москвы. Савва Мамонтов пригласил Коровина в свой Абрамцевский художественный кружок, где собирались и работали многие художники, музыканты и театральные деятели того времени.
В 1880-е годы русские художники начали писать в стиле импрессионизма, который зародился во Франции еще десять лет назад, и первыми русскими картинами в духе импрессионизма являются «Портрет хористки» (1887) Коровина и «Девочка с персиками» (1887) Серова.


На картине Коровина в нижнем левом углу можно видеть год «1883 Харьков», но картина была написана, как установили искусствоведы, в 1887 году, это просто Коровин хотел победить в негласном соревновании с Серовым, как пишут на сайте Третьяковки, «для того, чтобы подчеркнуть свою роль новатора в живописи».
В 1894 году Савва Мамонтов организовал Коровину и Серову путешествие в Вологду, Архангельск, Мурманск. Вернувшись, Коровин написал несколько картин, посвященных природе и быту людей русского севера.


На Нижегородской выставке 1896 года Коровин оформлял павильон «Крайний Север», построенный по его проекту, а в 1900 году — Кустарный отдел Русского павильона на Всемирной выставке в Париже. Жюри Всемирной выставки он был награжден медалями, а правительством Франции — орденом Почетного легиона.
Со своим веселым и беспечным характером Коровин был в центре художественной богемы Москвы того времени, но в первую очередь его ценили за его творчество. В многом Коровин был впереди: как первопроходец русского импрессионизма, признаваемый первый колорист в России, создатель нового декоративного искусства в театре.

Как упоминается во многих источниках, Константин Коровин в 1897 году купил у Саввы Мамонтова землю в пустоши Ратухино и построил там дом, который стал также мастерской и местом отдыха для Константина Алексеевича и его друзей.
Позже Федор Шаляпин купил у Константина Коровина участок неподалеку, на котором тоже построил себе дачу; она была уничтожена в 50-60-х годах ХХ века.
Итак, мы свернули с Ярославского шоссе и поехали по новенькой шелковой и пустынной дороге, построенной всего два года назад:

Дорога в Охотино пересекает речку Нерль с живописными берегами:

Рыбаки в тишине надеются на улов:

Мы подъехали к Музею «Дача Константина Коровина»:

После отъезда Константина Коровина за границу в 1923 году в его доме размещалась Охотинская начальная школа, а затем база отдыха Московского завода художественного литья. Вот фото дома 1962 года:

К середине 1990-х годов дом стал бесхозным объектом, в 2000-е годы при поддержке переславских районных властей дом был передан в муниципальную собственность района, началось возрождение уникального памятника истории русской культуры при участии Фонда им. К. А. Коровина «Спасем вместе». Музей начал работать с 2015 года.
Экскурсии по дому-музею проводит его хранитель Владимир Сергеевич Селиверстов. Он родился в деревне Охотино, учился в начальной школе в этом самом доме. Поступив в институт, уехал в Ярославль, был спортсменом, спортивным организатором, а выйдя на пенсию, вернулся на свою малую родину.
Владимир Сергеевич увлечен историей творчества Коровина, историей дома; его рассказы ярко рисуют образ художника, поглощенного созерцанием и живописанием природы родного края и простого деревенского быта в Охотино.

В доме-музее, к сожалению, не осталось подлинных вещей Константина Коровина, вся экспозиция собрана из предметов того времени.
Коровин создавал свои картины обычно на веранде:


Вот его картина Девушка с гитарой. 1916:

В своих воспоминаниях Коровин пишет: «И казалось мне, когда я приезжаю в деревню, в свой деревянный дом с террасой, которая выходила в сад, а за садом блестела речка Нерль, что я приезжаю в рай!»

В этих комнатах собирались его друзья художники и певец Федор Шаляпин:

Вот картина К.А. Коровин «Интерьер. Охотино», 1913, Государственный Русский музей:

В верхнем левом углу картины авторская надпись: «Мало ли шалили!» — напоминание о веселых днях в Охотино. Гостеприимство хозяина всегда привлекало его друзей.
В этом раю он много работает, с легкостью и свободой пишет свои удивительно светлые, праздничные картины, такие как «Портрет Шаляпина в светлом костюме», 1911, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург:

Константин Коровин и его друзья были страстными рыболовами и, как истинно художественные натуры, черпали вдохновение и силы в соприкосновении с природой.


Это находило отражение в его творчестве:

Сбылась мечта его детства — он все-таки нашел свой «мыс Доброй Надежды» на своей даче, в общении с близкими ему людьми, в погружении в природу.
В 2017 году режиссёр Андрей Никишин снял фильм-элегию «То было давно… Там… В Охотине» (youtu.be/7heFIrCpYDE), посвященный жизни Константина Коровина на своей даче в Охотино.
Этот документальный фильм – не просто экскурсия по музею, не энциклопедия, не справочник по творчеству Константина Коровина, это погружение в его счастливые годы в Охотино и тоску о потерянной родине, друзьях, о не сложившейся жизни. Экскурсоводом-рассказчиком является хранитель музея Владимир Сергеевич Селиверстов, но он не «играет свою роль», он просто такой есть, доверительно повествует зрителю о своем детстве в Охотино, о своем восприятии творчества и жизни Коровина:
Слушая его, кажется, начинаешь проникать во внутренний мир художника, в суть бытия здесь, в деревне, на земле.
Нам это хорошо знакомо, мы тоже живем на земле.
После революции Константин Коровин и Федор Шаляпин были выдавлены из России, и обосновались во Франции.
В Париже Коровин создал много картин как из парижской жизни, так и на российские мотивы, а также театральные декорации.


Кроме того, он написал мемуары и множество рассказов, которые только после 2000-х годов были изданы в России. В своих произведениях Коровин часто вспоминает Россию, время, проведенное с друзьями на даче в Охотино, но, по свидетельству друзей, в 1930-е годы он уже принял твердое решение в Россию не возвращаться.
Художник умер в Париже 11 сентября 1939 года и похоронен на православном кладбище в Сен-Женевьев-де Буа. На могиле Коровина стоял простой деревянный православный крест, и росли простые цветы:

В настоящее время Константин Корович — один из самых подделываемых русских художников. На западном рынке обращается большое число поддельных картин в основном одного исполнителя, однако все эти картины имеют абсолютные отличия от подлинных работ Константина Коровина (kommersant.ru/doc/7775400).
Вот, например, одна из подделок картин Коровина по данным Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина: «Ночной Париж» (1922):

Заметим, что существуют другие версии приобретения земли и строительства дачи Константином Коровиным.
Провожу отрывок из воспоминаний одного из друзей Коровина Виноградова Сергея Арсеньевича (1869 – 1938), ученика В. Д. Поленова, академика живописи, опубликованные в газете «Сегодня», №№47 и 48. — Рига, 1930-е годы (ссылку мне любезно подсказала заведующая отдела краеведения ГАУК ЯО «ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова» Светлана Владимировна Успенская) bogorodsk-noginsk.ru/articles/s.-a.-vinogradov-o-bratyax-korovinyx.html
«Как-то Савва Иванович Мамонтов подарил Константину Алексеевичу Коровину пустошь десятин в 65-70. Пустошь звалась «Ратухино»; была недалеко от Ростова Великого по Московско-Ярославской железной дороге. Прошло время. Коровин никогда этой пустоши не видел и, завтракая как-то у Кюба с приятелем-инженером, — продал ему эту пустошь. Прошло еще порядочно времени и снова, опять же за завтраком у Кюба, купил пустошь у инженера, уже заплатив раза в полтора дороже, чем когда-то получил за нее. Оказалось, эта пустошь – чудесное место: верстах в 4-х от станции Итларь, на красивой речке Нерле.
В Старове мы нашли чистую просторную избу, и хозяин ее – молодой, умный мужик – ярославец, Иван Васильевич Блохин – симпатичный. Стали мы с Коровиным наезжать в Старово, останавливались у Ив. Вас. И все больше и больше Ратухино по сердцу становилось нам. Я был связан такой горячей, долголетней дружбой с Константином Алексеевичем, что принимал участие во всех его пережитиях. Стали гадать, где в пустоши построиться: решили на берегу ближе к реке. С весны явились плотники, застучали топоры, из Москвы приехал красивый большой камин, и к середине лета готова была просторная мастерская и две жилые комнаты. И началась хорошая, поэтическая жизнь в Ратухине. А на следующий год построили второй рядом – зимний домик. Верстах в двух оказалась мельница «Кусковка» с хорошим омутом, все по той же красивой и рыбной реке, поблизости были и так называемые «Глубокие ямы» на реке, а в верстах 6-7-ми старая водяная мельница с большим глубоким, аршин в 16-ть, омутом, называлась она «Новинькая», была в глуши, угрюма, уединенна и поэтична.
Понравилось Ратухино Федору Ивановичу [после 1905 года], так что вдруг он Коровину: «Костенька, продай ты мне Ратухино». Костя озадачен – «Как, — зачем продавать?..» В конце концов Костя не выдержал натиска – продал Ратухино.
Федор Иванович действительно купил у соседнего барина Полубояринова его имение, а у богатого мужика Глушкова еще десятин 125 – и Ратухино разрослось в порядочное имение. Полубояринов имение продал без усадьбы, а через некоторое время в усадьбе сгорел барский дом и все хозяйственные постройки, осталась только беседка одна.
Тут-то Коровин и купил это усадебное место десятин в 7–8-мь, красивый кусок на той же реке Нерли и снова начал строиться по соседству с Шаляпиным. Усадьба эта называлась по деревне «Охотино».

А Федор Иванович затеял большую стройку по рисункам Коровина».
Трацевский Борис Николаевич, главный библиограф отдела краеведения ГАУК ЯО «ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова», на сайте demetra.yar.ru/index.php/pereslavskij-rajon/istoriya/1633-derevnya-okhotino пишет: «В 1897 г. имение в Охотино, принадлежавшее купцу и меценату Савве Ивановичу Мамонтову (1841-1918), было продано Константину Коровину. В 1903 г. художник построил дачу недалеко от деревни Старово, на берегу реки Нерль. В 1915 г. Константин Коровин выстроил на окраине Охотино новый дом, который сохранился до настоящего времени».
В 2022 году «Дачу художника Константина Коровина, 1915 г.» включили в реестр объектов культурного наследия.
В 2016 году для сохранения наследия великого художника был создан Фонд «Спасем вместе» (fondkorovina.ru), который поддерживает и реализует художественные и культурные проекты, связанные с именем художника Константина Коровина и его современников. С 2018 года осенью, в сентябре, в этих местах Фонд организует фестиваль «Искусство жить на даче», посвященный искусству начала ХХ века и традициям дачной жизни, а в мае – праздник «Выходной на даче. А нам охота в Охотино!» (в этом году он прошел 24 мая).
3 мая на даче Константина Коровина под Переславлем прошел волонтерский субботник «Музыка сада» (перенесенный с 12 апреля из-за снегопада).
Что еще посмотреть в деревне Охотино и рядом:
Шаляпинская тропа — лесная дорога, которая связывала дачи художника Константина Коровина в деревне Охотино с дачей Фёдора Шаляпина в местечке Ратухинская пустошь. Она начинается с железнодорожной станции Итларь, через которую Коровин и Шаляпин прибывали из Москвы. По пути на тропе установлены указатели («К Коровину», «К Шаляпину») и лавочки.
Другие памятные места, упоминаемые в мемуарах Константина Коровина, и экскурсионные маршруты:

Что почитать (в свободном доступе в интернете):
- Коровин К.А. «Милая моя, родная Россия!» Федор Шаляпин и русская провинция
- Коровин К.А. «То было давно… там… в России…» Книга 1. Москва, Русский путь, 201
- Коровин К.А. «То было давно… там… в России…» Книга 2. Москва, Русский путь, 2010
- Фёдор Шаляпин и Константин Коровин в Переславском крае. Дайджест. МУК «ЦБС» Центральная городская библиотека им. А. П. Малашенко; сост. О. А. Кручинина; ред. М. А. Веденина – Переславль-Залесский, 2021
- С. А. Виноградов о братьях Коровиных на сайте bogorodsk-noginsk.ru/articles/s.-a.-vinogradov-o-bratyax-korovinyx.html
Что посмотреть:
Фильм-элегия «То было давно… там… в Охотине» youtu.be/7heFIrCpYDE
В заключение хочу упомянуть, что в 1904 году Константин Коровин купил участок в Гурзуфе для постройки дачи, на это его вдохновил Антон Чехов, которого Коровин навещал в Ялте. В 1911 году была построена дача, которую художник назвал виллой «Саламбо» в память о своей работе над оформлением балета Арендса для Большого театра.

До 1917 года художник долго жил на гурзуфской даче и много работал, написав множество натюрмортов.

На даче в Гурзуфе часто бывали друзья Коровина — Илья Репин, Василий Суриков, Максим Горький, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.
Константин Коровин также написал несколько портретов своей музы – актрисы Комаровской Надежды Ивановны

Гурзуф – второй мыс Доброй надежды Константина Коровина.
Дай бог всем нам найти в жизни свой мыс Доброй Надежды.
В 2024 году в здании был открыт Дом-музей Константина Коровина, и мы надеемся его посетить в ближайшем будущем.
А наш путь теперь лежит в село Годеново, в Свято-Никольский монастырь (44 км).
На этой и на любой другой странице нашего сайта мы рассказываем о товарах и услугах, с которыми нам пришлось столкнуться, только в справочно-информационных целях и выражаем свое личное мнение, что не может расцениваться как реклама.